XLIII Международная филологическая научная конференция

Актуальные изменения в русской лексике, называющей лиц

Ирина Васильевна Баданина
Докладчик
доцент
Московский педагогический государственный университет

241
2014-03-13
15:00 - 15:15

Ключевые слова, аннотация

Одной из актуальных тенденций в развитии лексической группы названий лиц является постепенное изменение статуса существительных женского рода.

Тезисы

В современном русском языке для называния женщин по профессии или иному виду деятельности могут использоваться существительные женского и мужского рода: няня, медсестра; врач, инженер, учитель, – причем в основном вторые. Часто женщины протестуют против называния их по профессии существительными женского рода, предпочитая названия мужского рода: не поэтесса, а поэт, не писательница, а писатель, не врачиха, а врач. Однако негативное отношение женщин к таким номинациям имеет веские социальные причины: 1. главная из них – прочно укоренившийся в массовом сознании и с трудом поддающийся изменению стереотип отношения к женщине – представителю той или иной профессии как к недостаточно квалифицированному специалисту, особенно в традиционно мужских видах деятельности; 2. Напоминание о прошлом, когда женщина социально во всем зависела от мужчины. Существительные типа генеральша, бригадирша, аптекарша и под. в ХIХ в. называли только жену по виду деятельности мужа. 3. Нежелательный параллелизм с животным миром: суффикс -их(а) образует существительные, называющие женщин: пловчиха, повариха, пекариха, старостиха, – и названия самок животных: слониха, зайчиха, ежиха, китиха. Кроме того, есть и лингвистические причины избегания существительных женского рода: 1. Неблагозвучие, снижающие ассоциации образований с суффиксом -их(а), -ш(а). Современные секретарша, директорша, докторша, профессорша поэтому не воспринимаются как официальные наименования женских профессий. 2. Употребление существительных мужского рода для называния женщин, возможно, поддерживается тенденцией к аналитизму: женщина-летчик, педиатр, оператор. 3. Закон экономии в языке также может способствовать сохранению одного существительного – мужского рода – для называния лиц обоего пола: россияне, студенты, старшеклассники, учителя, врачи, строители. Употребление каждый раз второго существительного для называния женщин приводило бы к увеличению объема текстов: россияне и россиянки, студенты и студентки и т.п.