Соотношение понятий учебная автономия и учебная компетенция в современном иноязычном образовании
Светлана Викторовна Дудушкина
Докладчик
старший преподаватель
Московский педагогический государственный университет
Московский педагогический государственный университет
ауд. 6, Административный корпус
2014-03-15
11:20 -
11:40
Ключевые слова, аннотация
В современном профессиональном
образовании, прежде всего иноязычном, автономия
обучающегося рассматривается как сложное явление, обладающее личностными и деятельностными
характеристиками, что определяет его соотнесенность с современным понятием
компетенции.
Соотношение
понятий «учебная автономия» и «учебная/ учебно-познавательная компетенция» неоднозначно.
Подходы к определению взаимозависимости данных явлений прямо противоположны.
Тезисы
Автономия обучающегося как
необходимость современного профессионального иноязычного образования
предусматривает, по мнению исследователей, личностный и деятельностный
компоненты. Личностный компонент подразумевает самостоятельную свободу
действий, ответственность решений, способность применения опыта учебной
деятельности в новых учебных ситуациях. Деятельностный рассматривается авторами
как учебная компетенция обучающихся.
Сложный
комплексный характер автономии как явления, его тесная соотнесенность с современным
понятием компетенции вызывают необходимость исследования степени соответствия
явлений «учебная автономия» и «учебная / учебно-познавательная компетенция». Данные
понятия часто трактуются учеными как взаимосвязанные и даже взаимозаменяемые,
т.к. возможность для их совмещения определена единой для них сферой действия, которой
является самостоятельная познавательная деятельность обучающегося.
Несмотря на
единую сферу действия, учебная автономия и учебная компетенция имеют тенденцию
к дифференциации, что проявляется в различии точек зрения по этому вопросу.
Согласно первой точке зрения (Н.Ф. Коряковцева, Л.В. Трофимова) учебная
компетенция является ключевым компонентом автономии обучающегося в учебной
деятельности.
Другой взгляд
на соотношение этих понятий определяет
автономию / самостоятельность обучающегося как один из признаков
(компонентов, элементов) учебной компетенции (Е.В. Апанович, Н.В. Елашкина,
И.Д. Трофимова).
Признавая
правомерность данных точек зрения, мы видим несколько иное соотношение данных
понятий в ракурсе парадигмы личностно-ориентированного подхода, точнее принципа
личностно-ориентированной направленности обучения. Данный принцип,
рассматривающий обучающегося как активного и во многом самостоятельного
субъекта учебного процесса, одной из целей предусматривает формирование
автономной творческой личности. В этом случае учебная автономия должна
квалифицироваться не как составная часть учебной компетенции, а как результат
последней.