Скульптурная составляющая документального кино (на примере фильма Запечатленный образ. или Лев Толстой и Илья Гинцбург: двойной портрет в интерьере эпохи)
Анна Михайловна Евтушенко
Докладчик
аспирант
Всероссийский государственный университет кинематографии им. С. А. Герасимова
Всероссийский государственный университет кинематографии им. С. А. Герасимова
кинозал
2014-03-14
15:20 -
15:40
Ключевые слова, аннотация
В докладе будут отражены вопросы творческого восприятия и последующей
передачи образа Л. Н. Толстого в скульптуре сквозь призму кинематографа, на
примере фильма «Запечатленный образ, или Лев Толстой и Илья Гинцбург: двойной
портрет в интерьере эпохи», над которым я работала в последнее время. Среди
источников – неизвестные ранее архивные съемки празднования 100-летнего юбилея
Толстого, а также неопубликованные статьи И. Я. Гинцбурга и его письма к семье
Толстых и В. В. Стасову из архивных коллекций РО Государственного Русского
Музея, РО Государственного Музея Л. Н. Толстого и др.
Тезисы
Изображение предмета в художественном смысле есть человеческое отношение к
нему, выявленное через ракурс. Михаил Ромм, когда создавал «Обыкновенный
фашизм», то из огромного массива нацистской хроники выбирал именно то, что
нужно ему, и осуществлял монтаж. Надо сказать, что начинал он в 1923–1924 гг.
как скульптор. А что есть скульптура, если не отсечение от глыбы всего
лишнего. Фильм Ромма также представляет собой немецкую хронику, из которой
убрали все лишнее.
Что касается фильма «Запечатленный образ, или Лев Толстой и Илья Гинцбург: двойной портрет в интерьере эпохи», то там, в первую очередь, представлена среда конца позапрошлого – начала прошлого века, в которой действовали и жили сам Толстой и остальные герои фильма. Именно в этом основная суть, так как на экране мы видим не просто картинки, но живой мир, который как бы сам становится действующим лицом. Предметы, показанные на экране, можно рассматривать и как героев фильма.
Особняком в этом смысле стоит использование архивных киносъемок, так как в этом случае есть уникальная возможность не только показать в движении ту среду , в которой жили и существовали Толстой и его окружение, но и наблюдать ее в том виде, в котором сейчас ее увидеть иначе невозможно. И с этой точки зрения необычайно интересны именно съемки, произведенные в Ясной Поляне или Астапово, так как за более чем 100 лет, прошедших со времени осуществления этих съемок, среда изменилась, и сохранение их и последующее обнародование очень важно для тех, кто их мог бы увидеть в будущем, ибо таким образом можно сильнее почувствовать среду во времени.
Что касается фильма «Запечатленный образ, или Лев Толстой и Илья Гинцбург: двойной портрет в интерьере эпохи», то там, в первую очередь, представлена среда конца позапрошлого – начала прошлого века, в которой действовали и жили сам Толстой и остальные герои фильма. Именно в этом основная суть, так как на экране мы видим не просто картинки, но живой мир, который как бы сам становится действующим лицом. Предметы, показанные на экране, можно рассматривать и как героев фильма.
Особняком в этом смысле стоит использование архивных киносъемок, так как в этом случае есть уникальная возможность не только показать в движении ту среду , в которой жили и существовали Толстой и его окружение, но и наблюдать ее в том виде, в котором сейчас ее увидеть иначе невозможно. И с этой точки зрения необычайно интересны именно съемки, произведенные в Ясной Поляне или Астапово, так как за более чем 100 лет, прошедших со времени осуществления этих съемок, среда изменилась, и сохранение их и последующее обнародование очень важно для тех, кто их мог бы увидеть в будущем, ибо таким образом можно сильнее почувствовать среду во времени.