Армия в языковом сознании российских военнослужащих
Михаил Николаевич Довголюк
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
25
2014-03-14
16:35 -
16:50
Ключевые слова, аннотация
В
докладе представлены результаты ассоциативного эксперимента с российскими
военнослужащими. Информантами послужили курсанты высших учебных заведений и
военнослужащие старшего поколения. Выявлены сходства и различия в
концептуализации представления об армии в рамках одной социокультурной
общности.
Тезисы
Среди других методов реконструкции
языкового сознания одним из самых эффективных инструментов, позволяющих
«прикоснуться» к ментальному лексикону, языковой картине мира, культурным
установкам языкового сознания, оказывается метод
ассоциативного эксперимента. Под языковым сознанием мы вслед за авторами Словаря
лингвистических терминов О. С. Ахмановой понимаем «особенности культуры и
общественной жизни данного человеческого коллектива, определившие его психическое
своеобразие и отразившиеся в специфических чертах языка» [1, с. 18].
На примере ассоциативно-вербального поля
«Армия» иллюстрируется возможность реконструирования фрагмента языковой картины
мира. С целью получения представления об армии «изнутри» были проанализированы реакции
на стимул армия военнослужащих,
принадлежащих к разным возрастным группам. Родной язык всех испытуемых –
русский. Цепной эксперимент проводился в письменной форме. В задании нужно было
на предъявленное слово-стимул «армия» отреагировать любым количеством первых
пришедших в голову реакций (слов, словосочетаний и т.п. – без ограничения их
формальных и семантических особенностей).
Полученные в ходе эксперимента
результаты позволяют выделить ядро ассоциативно-вербального поля «Армия»,
которое в языковом сознании российских военнослужащих представлено следующими
реакциями (в скобках через дробь приводится индекс частотности – количество
реакций курсантов и военнослужащих старшего поколения). Эмпирический аспект: устав (6/0), офицер (5/1), форма
(4/2), присяга (3/3), наряд (5/0), казарма (5/0), строй
(5/0), солдат (4/1), служба (3/2), война (3/1). Эмоционально-оценочный аспект: дисциплина (6/4), порядок
(4/6), защита страны (4/5), дедовщина (3/1), долг (3/1), честь (3/1), победа (0/3). Проведённый ассоциативный эксперимент позволил
выявить сходства и различия в концептуализации представления об армии в рамках
одной социокультурной общности.
Литература: 1. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. – М.: КомКнига, 2007. – 576 с.
Литература: 1. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. – М.: КомКнига, 2007. – 576 с.