XLIII Международная филологическая научная конференция

Армия в языковом сознании российских военнослужащих

Михаил Николаевич Довголюк
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет

25
2014-03-14
16:35 - 16:50

Ключевые слова, аннотация

В докладе представлены результаты ассоциативного эксперимента с российскими военнослужащими. Информантами послужили курсанты высших учебных заведений и военнослужащие старшего поколения. Выявлены сходства и различия в концептуализации представления об армии в рамках одной социокультурной общности.

Тезисы

Среди других методов реконструкции языкового сознания одним из самых эффективных инструментов, позволяющих «прикоснуться» к ментальному лексикону, языковой картине мира, культурным установкам языкового сознания, оказывается метод ассоциативного эксперимента. Под языковым сознанием мы вслед за авторами Словаря лингвистических терминов О. С. Ахмановой понимаем «особенности культуры и общественной жизни данного человеческого коллектива, определившие его психическое своеобразие и отразившиеся в специфических чертах языка» [1, с. 18]. На примере ассоциативно-вербального поля «Армия» иллюстрируется возможность реконструирования фрагмента языковой картины мира. С целью получения представления об армии «изнутри» были проанализированы реакции на стимул армия военнослужащих, принадлежащих к разным возрастным группам. Родной язык всех испытуемых – русский. Цепной эксперимент проводился в письменной форме. В задании нужно было на предъявленное слово-стимул «армия» отреагировать любым количеством первых пришедших в голову реакций (слов, словосочетаний и т.п. – без ограничения их формальных и семантических особенностей). Полученные в ходе эксперимента результаты позволяют выделить ядро ассоциативно-вербального поля «Армия», которое в языковом сознании российских военнослужащих представлено следующими реакциями (в скобках через дробь приводится индекс частотности – количество реакций курсантов и военнослужащих старшего поколения). Эмпирический аспект: устав (6/0), офицер (5/1), форма (4/2), присяга (3/3), наряд (5/0), казарма (5/0), строй (5/0), солдат (4/1), служба (3/2), война (3/1). Эмоционально-оценочный аспект: дисциплина (6/4), порядок (4/6), защита страны (4/5), дедовщина (3/1), долг (3/1), честь (3/1), победа (0/3). Проведённый ассоциативный эксперимент позволил выявить сходства и различия в концептуализации представления об армии в рамках одной социокультурной общности.
Литература: 1. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. – М.: КомКнига, 2007. – 576 с.