«Историзм» Дж. Р. Р. Толкина: время и память во «Властелине колец»
Вера Борисовна Браун
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
191
2014-03-15
15:30 -
16:00
Ключевые слова, аннотация
В статье осуществляется попытка рассмотреть «Властелин колец»
Дж. Р. Р. Толкина в контексте других текстов автора о вымышленном им мире. «Властелин
колец» предстает как произведение, описывающее завершающий этап исторического
развития мира Средиземья. Сложная система отсылок связывает книгу с другими
текстами о вымышленном мире, создавая эффект временной перспективы. Идея возвращения
забытого и утраченного предстаёт как центральный элемент всего повествования и важный
организующий принцип. В статье рассматриваются различные способы актуализации материала
прошлого внутри данного текста.
Тезисы
Центральное произведение Дж. Р. Р. Толкина
«Властелин колец» приобрело свою
феноменальную популярность во многом благодаря необычному сочетанию в книге традиционного
материала и новых
способов работы с ним. Имея множество предшественников в деле описания
вымышленных миров, Толкин сделал новый шаг в этом направлении, снабдив мир
Средиземья подробным описанием, реалистичной географией и историей длиной почти
в сорок тысяч лет.
В текстах разной степени завершенности Толкин описывает вымышленный им мир на разных этапах исторического развития. Во «Властелине колец» описываются события, находящиеся в самом конце временной шкалы истории Средиземья. Для персонажей «Властелина колец» остальная история Средиземья уже относится к глубокому, полулегендарному прошлому. Наличие столь обширного фундамента придаёт миру «Властелина колец» отмечавшуюся многими читателями глубину, ощущение, что за описанной историей стоит огромный массив дополнительной информации.
Внимательное рассмотрение текста позволяет утверждать, что актуализация прошлого этого вымышленного мира – один из центральных способов организации как сюжетной составляющей, так и системы персонажей произведения. Во «Властелине колец» описывается мир, теряющий свою историю, где древние знания постепенно утрачиваются и забываются. При этом именно знание прошлого позволяет разрешить многие конфликты, представленные в условном «настоящем» произведения, включая центральный – судьбу Кольца Всевластья.
В тексте «Властелина колец» представлен широкий спектр источников знания – стихи, песни, исторические хроники, мемуары, артефакты прошлого и персонажи-живые хранители знаний. При этом текст выстроен таким образом, что знания открываются героям и читателю не сразу, постепенно продвигая сюжет и углубляя подоплеку конфликта. Текст оказывается связан с другими текстами – реальными и воображаемыми – на множестве уровней, в результате чего создается эффект сложной временной перспективы.
В текстах разной степени завершенности Толкин описывает вымышленный им мир на разных этапах исторического развития. Во «Властелине колец» описываются события, находящиеся в самом конце временной шкалы истории Средиземья. Для персонажей «Властелина колец» остальная история Средиземья уже относится к глубокому, полулегендарному прошлому. Наличие столь обширного фундамента придаёт миру «Властелина колец» отмечавшуюся многими читателями глубину, ощущение, что за описанной историей стоит огромный массив дополнительной информации.
Внимательное рассмотрение текста позволяет утверждать, что актуализация прошлого этого вымышленного мира – один из центральных способов организации как сюжетной составляющей, так и системы персонажей произведения. Во «Властелине колец» описывается мир, теряющий свою историю, где древние знания постепенно утрачиваются и забываются. При этом именно знание прошлого позволяет разрешить многие конфликты, представленные в условном «настоящем» произведения, включая центральный – судьбу Кольца Всевластья.
В тексте «Властелина колец» представлен широкий спектр источников знания – стихи, песни, исторические хроники, мемуары, артефакты прошлого и персонажи-живые хранители знаний. При этом текст выстроен таким образом, что знания открываются героям и читателю не сразу, постепенно продвигая сюжет и углубляя подоплеку конфликта. Текст оказывается связан с другими текстами – реальными и воображаемыми – на множестве уровней, в результате чего создается эффект сложной временной перспективы.