Сказочный код «Обитаемого острова» братьев Стругацких
Ольга Валерьевна Закутняя
Докладчик
Институт космических исследований РАН
15-п
2014-03-14
14:00 -
14:20
Ключевые слова, аннотация
Попытка интерпретации
первой главы фантастической повести
«Обитаемый остров» Аркадия и Бориса Стругацких с учетом «сказочного
кода». Анализируются как явные отсылки
к сказочным элементам (эксплицитное уподобление
происходящего сказке), так и скрытые:
методы описания и повествования,
построение сюжета. Семантика сказочных
элементов рассматривается в контексте
повести в целом, и делается вывод, что
первая глава представляет собой
микромодель произведения.
Тезисы
Наиболее известные
произведения братьев Стругацких, явно
относящие читателя к сказочной традиции, – «Понедельник начинается в субботу»
и «Сказка о Тройке». Но элементы сказки в творчестве писателей используются гораздо чаще.
Первая глава повести «Обитаемый остров» включает много явных и скрытых сказочных элементов, которые образуют стройную систему, делая главу замкнутой по используемому в ней «коду». Поскольку это глава-экспозиция, содержащая основную коллизию повести (главный герой Максим попадает на планету Саракш и теряет возможность вернуться на Землю), то можно предположить, что этот «код» будет так или иначе использован и в дальнейшем повествовании.
К сказочным элементам, используемым явно, относится, в первую очередь, уподобление происходящего сказочному путешествию ради спасения заколдованной царевны. К скрытым сказочным элементам можно отнести методы описания (в частности, одушевление техники), некоторые элементы стиля (троекратное повторение) и общее построение сюжета, который можно уподобить первой части волшебной сказки до попадания героя в царство мертвых. Максим теряет связь с родным домом (Землей) – выходит на дорогу – входит в лес – попадает к проводнику в царство мертвых (условная изба бабы яги – «дом» каторжников).
Два момента особенно важны. Первый: в первой главе повести появляется сказочная вневременность и замкнутость происходящего, которые становятся ключевыми понятиями для событий повести (планета Саракш застыла в одной исторической эпохе). Второй: сказочные элементы не только вводятся в повествование, но и эксплицитно пародируются, что необходимо осмыслять в рамках рефлексии над сказочной условностью как типом мышления. Поступки Максима, осмысляемые как поступки волшебного героя, в каждой части повести оборачиваются своей противоположностью, отрицая саму возможность личного героизма для спасения мира. Таким образом, проведенный анализ позволяет назвать первую главу «микромоделью» повести в целом.
Первая глава повести «Обитаемый остров» включает много явных и скрытых сказочных элементов, которые образуют стройную систему, делая главу замкнутой по используемому в ней «коду». Поскольку это глава-экспозиция, содержащая основную коллизию повести (главный герой Максим попадает на планету Саракш и теряет возможность вернуться на Землю), то можно предположить, что этот «код» будет так или иначе использован и в дальнейшем повествовании.
К сказочным элементам, используемым явно, относится, в первую очередь, уподобление происходящего сказочному путешествию ради спасения заколдованной царевны. К скрытым сказочным элементам можно отнести методы описания (в частности, одушевление техники), некоторые элементы стиля (троекратное повторение) и общее построение сюжета, который можно уподобить первой части волшебной сказки до попадания героя в царство мертвых. Максим теряет связь с родным домом (Землей) – выходит на дорогу – входит в лес – попадает к проводнику в царство мертвых (условная изба бабы яги – «дом» каторжников).
Два момента особенно важны. Первый: в первой главе повести появляется сказочная вневременность и замкнутость происходящего, которые становятся ключевыми понятиями для событий повести (планета Саракш застыла в одной исторической эпохе). Второй: сказочные элементы не только вводятся в повествование, но и эксплицитно пародируются, что необходимо осмыслять в рамках рефлексии над сказочной условностью как типом мышления. Поступки Максима, осмысляемые как поступки волшебного героя, в каждой части повести оборачиваются своей противоположностью, отрицая саму возможность личного героизма для спасения мира. Таким образом, проведенный анализ позволяет назвать первую главу «микромоделью» повести в целом.