Сценарная программа восприятия кинотекста
Ирина Анатольевна Мартьянова
Докладчик
профессор
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
кинозал
2014-03-13
14:00 -
14:40
Ключевые слова, аннотация
В докладе
рассматривается сценарная программа восприятия фильма, взаимоотношения
между его авторами и
читателями-зрителями. Ранний отечественный сценарий существовал как
претекст для создателей фильма и
синопсис для зрителя во время его просмотра. Современный сценарий предлагает,
скорее, партитуру его создания. В ней есть то, что прямо войдет в кинотекст, и
то, что «умрет» в нем или будет представлено имплицитно.
Тезисы
Анализ
рецептивной сценарной программы актуален
для современной лингвистики в ее стремлении раскрыть характер текстового
взаимодействия адресанта и адресата. В
данном случае речь идет об актуализации взаимоотношений соавторов, сценариста и
режиссера (нередко выступающих в одном лице), с читателем сценария и зрителем будущего фильма.
Киносценарий –
тип литературного текста, в котором эксплицирована программа как его
собственного восприятия, так и восприятия кинотекста. Сценарная
рецептивная программа точно определяет последовательность смены точек
зрения, монтажных фрагментов, ракурсов
восприятия, внешний облик исполнителей и т.д. Ранний отечественный сценарий существовал как
претекст для создателей фильма и
синопсис для зрителя во время его просмотра. Современный сценарий предлагает
партитуру создания фильма. В ней есть то, что прямо войдет в кинотекст, и то,
что «умрет» в нем или будет представлено имплицитно. Изображение «партий разных
инструментов обладает неодинаковой степенью развернутости: подробно
расписываются речевые партии персонажей, портреты и интерьеры даются нередко
намеком, цветопись почти отсутствует.
Тем не менее зритель
фильма априорно обладает меньшей свободой, чем
зритель спектакля. Степень
сценарной диктатуры усиливается в литературном фильмическом комплексе. В
движении от собственно литературного к
режиссерскому сценарию возрастает
количество метатекстовых включений (дискурсивных слов и высказываний),
регулирующих характер восприятия читателя-зрителя, регламентирующих деятельность
актеров, операторов, художников, осветителей, монтажеров и мн. др. создателей
фильма.
В диахронии железный,
эмоциональный и другие типы отечественного киносценария в разной степени провоцировали режиссерский
бунт против навязываемой программы создания и восприятия фильма.