Вербально-визуальная компаративистика на границе столетий: Варлам Шаламов / Сальвадор Дали
Лариса Владимировна Жаравина
Докладчик
профессор
Волгоградский государственный социально-педагогический университет
Волгоградский государственный социально-педагогический университет
15-п
2014-03-14
15:20 -
15:40
Ключевые слова, аннотация
Предмет исследования – нетрадиционное прочтение прозаических и поэтических текстов В. Шаламова в аспекте постклассической методологии, в частности, некоторых постулатов синергетики в их литературоведческом истолковании. Акцент сделан на процессе визуализации словесного образа, что предполагает выход в сферу изобразительного искусства. Материалом для конкретных наблюдений и выводов явился сравнительно-сопоставительный анализ мотивно-образного комплекса произведений В. Шаламова и С. Дали, выводящий автора «Колымских рассказов» за пределы так называемой лагерной литературы.
Тезисы
Благодаря
проникновению постулатов постклассической методологии, в частности, синергетики
в область гуманитарного знания, сфера компаративистских
наблюдений на границе XX–XXI столетий значительно расширилась. Излишне доказывать целесообразность обращения в этой связи к
искусству как в вербальных, так и визуальных модификациях, поскольку они
обладают главными характеристиками сверхсложных систем. Предметом анализа
является не осуществленная (и не осуществимая по
законам рационально-позитивистской каузальности) «встреча» В. Шаламова и С. Дали
в интеллектуально-художественном пространстве европейской культуры. Разумеется,
вышеозначенная параллель может быть реализована только на языке «вероятностной
семантики» (В. Налимов), на базе нелинейных представлений.
Рассмотрен процесс вероятностного художественного моделирования в семантическом
поле виртуала, под которым имеется в виду не техногенный артефакт, но
философское учение о «бытии-возможности» (Николай Кузанский). В итоге по-новому
осмыслены факты биографического порядка (вплоть до ономастики), выделены общие
эстетические параметры, показана однотипность
психо-мотивационной матрицы, обусловившей «открытость» (У. Эко) произведений
обоих мастеров и необходимость читательского «соработничества». Все это нашло
выражение в специфике проявления личностного начала в творчестве и в
конкретных мотивно-образных параллелях и схождениях писателя и художника.
Затрагиваются проблемы художественного воплощения безобразного и ужасного в их
«совершенной» форме – как абсолютного зла, феномен палимпсеста, «оцифровка»
сознания, визуализация трагического бреда, апокалиптическая символика,
автоматическое письмо, танатологические образы, явления духовной трансгрессии и
др.
В теоретическом
отношении углубляется эвристический потенциал компаративистики; в
историко-литературном – пересматривается
взгляд на творчество В. Т. Шаламова как представителя «лагерной» литературы в
узко позитивистском истолковании.