Образ российского революционера в повести Ирен немировски «Дело Курилова»
Алина Ивановна Балабан
Докладчик
аспирант
СПбГУ
СПбГУ
198
2014-03-15
12:45 -
13:05
Ключевые слова, аннотация
Интерес представителей первой волны российской эмиграции, в особенности
писателей и философов, к деятелям Октябрьской революции бесспорен. Октябрь 1917 г. перевернул судьбы многих российских граждан, в том числе и Ирины Львовны Немировской. Вынужденная
эмиграция способствовала ее превращению из дочери киевского банкира, во
французскую писательницу, снискавшую огромную популярность у публики в 1920–30х
гг. В статье исследуется образ революционера, созданный писательницей в повести
«Дело Курилова»(1933 г.); проводятся параллели с образом, представленным в мемуарах Троцкого «Моя жизнь»(1929 г.).
Тезисы
Интерес
представителей первой волны российской эмиграции, в особенности писателей и
философов, к деятелям Октябрьской революции бесспорен. Ирен Немировски в повести-исторической
фантазии «Дело Курилова» (1933) при создании образа революционера
Леона (Леонида) М. вдохновлялась тем образом Троцкого-революционера,
который сложился у нее после прочтения биографии политика «Моя жизнь. Опыт автобиографии» (1930).
Троцкий пытался создать впечатление, что истинная его жизнь – это политическая борьба, в то время как все, что происходило за ее пределами, является второстепенным, незначительным. Это представление об идеальном революционере, который полностью посвятил свою жизнь борьбе, и отрекся от всего иного, Немировски доводит до предела в образе своего героя. Из высшей, на взгляд революционеров, жертвы проистекает и чувство превосходства, которое присуще как персонажу повести, так и его прототипу. Леон не раз заявляет, что «автобиография – чистой воды тщеславие», и все же создает произведение этого жанра. В биографии Троцкого многие ученые отмечают «властность, самоуверенность и тон превосходства».
По всей вероятности, романистка видела одну из главных причин антигуманных поступков носителей революционной идеологии в уменьшении, возможно даже, искоренении значимости института семьи для этого типа людей. В книге «Моя жизнь» Троцкий всячески пытается избежать картин, способных дать читателю представление об эмоциональных привязанностях и его чувствах по отношению к близким и родным. Леон чувствовал недостаток в своей жизни некой важной составляющей, но не мог понять, что она вызвана подлогом родственных связей суррогатом: его взаимоотношениями с партийными соратниками, идеологическими спорами внутри этого коллектива, той энергией, которой заражала его взбудораженная агитаторами толпа.
Троцкий пытался создать впечатление, что истинная его жизнь – это политическая борьба, в то время как все, что происходило за ее пределами, является второстепенным, незначительным. Это представление об идеальном революционере, который полностью посвятил свою жизнь борьбе, и отрекся от всего иного, Немировски доводит до предела в образе своего героя. Из высшей, на взгляд революционеров, жертвы проистекает и чувство превосходства, которое присуще как персонажу повести, так и его прототипу. Леон не раз заявляет, что «автобиография – чистой воды тщеславие», и все же создает произведение этого жанра. В биографии Троцкого многие ученые отмечают «властность, самоуверенность и тон превосходства».
По всей вероятности, романистка видела одну из главных причин антигуманных поступков носителей революционной идеологии в уменьшении, возможно даже, искоренении значимости института семьи для этого типа людей. В книге «Моя жизнь» Троцкий всячески пытается избежать картин, способных дать читателю представление об эмоциональных привязанностях и его чувствах по отношению к близким и родным. Леон чувствовал недостаток в своей жизни некой важной составляющей, но не мог понять, что она вызвана подлогом родственных связей суррогатом: его взаимоотношениями с партийными соратниками, идеологическими спорами внутри этого коллектива, той энергией, которой заражала его взбудораженная агитаторами толпа.