Дневник на занятиях по русскому языку как иностранному
Александра Александровна Бондаренко
Докладчик
доцент
СГУПС
СГУПС
25
2014-03-15
17:35 -
17:50
Ключевые слова, аннотация
Статья посвящена проблеме развития связной речи иностранных
студентов, обучающихся русскому языку в техническом вузе. Раскрывается опыт
работы со студентами из стран Юго-Восточной Азии по ведению личного дневника на
русском языке.
Ключевые слова: дневник, мотивация, эссе, личность.
Тезисы
Началом работы над личным дневником является формирование у иностранных
студентов мотивационной сферы: зачем нужен личный дневник, как он будет влиять
на собственный уровень владения русским языком как иностранным? Иностранцам
чрезвычайно важно понять цель такой совсем не простой для них работы. Становление мотивации зачастую достаточно
долгий и трудный процесс. Имеющее традиционное представление о личном дневнике
побуждает иностранных студентов идти по наипростейшему пути: передавать события
того или иного дня в хронологическом порядке. Такого рода дневниковые записи
представляют собой почасовой отчёт о том, чем занимался студент в течение дня:
«встал – умылся – позавтракал – пошёл в университет – вернулся в общежитие –
поужинал – лёг спать», причём указывается точное время того или иного дела.
Словом, идёт ежедневный тренаж в применении практически одних и тех же
грамматических моделей, одного и того же лексического поля.
Задача преподавателя, взявшего дневник как
форму обучения РКИ, заключается, на наш взгляд, в том, чтобы настроить
иностранных студентов на такое ведение дневника, которое способствовало бы и
развитию личностных качеств, и стимулированию творческого начала, и расширению
его кругозора. «Тот, кто учится не размышляя, впадает в заблуждение», – говорил
Конфуций. Опыт преподавания РКИ убеждает нас в том, что ведение личного дневника
на русском языке именно в техническом вузе, где число учебных часов на нашу
дисциплину не отличается достаточной полнотой, можно считать обязательным
условием эффективности. Именно дневник позволяет решить не только
узкопрактическую задачу совершенствования языковых и речевых умений иностранных
студентов, но и задачу становления
личности специалиста в процессе получения высшего образования за рубежом.