XLIII Международная филологическая научная конференция

Аргументация в политическом тексте: вербальная репрезентация модусных категорий

Дарья Владимировна Колесова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

209
2014-03-14
14:40 - 14:55

Ключевые слова, аннотация

В докладе аргументация рассматривается как понятие лингвистической предметной области, аргументативный текст – это один из видов функционально-смыслового типа речи «рассуждение». Ставится задача выявить и типологизировать  характерные для русского политического текста языковые средства оформления модусных категорий (фонетико-графические, лексико-грамматические, синтаксические). В качестве материала используются тексты политической сферы, принадлежащие перу как профессиональных журналистов («Российская газета», «Новая газета») так и активных пользователей языка (блоги и форумы газет). 

Тезисы

Аргументация в лингвистической области представляется гибким и бесконечным процессом. В лингвистической области аргументация может рассматриваться двояко: в узком (эксплицитно-традиционном) смысле аргументация понимается как процесс представления доводов, выходящий за рамки высказывания, что обеспечивает возможность ее представления в качестве недетерминированной, нежесткой, гибкой и размытой сущности; в широком (абстрактном) смысле как константа в пропозициональном содержании высказывания наряду с иллокутивной силой. Модусные категории рассматриваются в докладе с позиций, предложенных Т. В. Шмелевой (1984); соответственно, выявляются актуализационные, квалификативные и социальные категории модуса. Поднимается вопрос о возможности анализа имплицитных средств репрезентации модуса. 
По своей природе политический текст по преимуществу относится к аргументативному типу, поэтому и послужил материалом для наблюдений. Для выяснения степени зависимости использования тех или иных языковых средств для репрезентации той или иной модусной категории к анализу привлекаются тексты, авторы которых принадлежат к различным политическим партиям (партия власти и партия оппозиции). Кроме того, ставится вопрос о важности/несущественности специальной профессиональной подготовки для эффективного использования выявленных средств репрезентации модусных категорий. Для достоверного ответа на этот вопрос к анализу привлекаются тексты как профессиональных журналистов, так и их читателей (форумы), а также тексты людей с активной гражданской позицией, написанные не в рамках редакционных заданий (блоги). 
Исследование носит прагматическую направленность, поскольку выдвигается гипотеза о возможности типологизации вербальных средств представления модусных категорий для последующего их представления в рамках курса по культуре речи и курса по развитию письменной речи иностранцев, изучающих русский язык на продвинутом уровне.