Екатерина II, Фонвизин и русская журналистика 1760–1770-х гг.: к вопросу о подтекстах «Недоросля»
Александр Дмитриевич Ивинский
Докладчик
младший научный сотрудник
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
213
2014-03-13
16:40 -
17:00
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен журнальным подтекстам комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».
Тезисы
Вопрос о литературных подтекстах «Недоросля» неоднократно
привлекал внимание исследователей. Однако связь комедии Д. И. Фонвизина с русской
литературной журналистикой до сих пор не раскрыта. Это тем более странно, что
практически все основные образы и мотивы «Недоросля» подробно обсуждались в
1760–1770-х гг. на страницах именно периодических изданий. Объясняется это, в
первую очередь, научной традицией их осмысления: не одно поколение ученых
описывало политические контексты журнальных полемик – особенно якобы
существовавший «конфликт» Екатерины II и Н. И.
Новикова. Так, например, на первый план был выдвинут т.н. «спор о характере
сатиры» – с нашей точки зрения, сюжет маргинальный. Главная же проблема
осталась в тени – проблема формирования нового образа благородного человека,
воспитания настоящего русского «honette homme». Эту
задачу поставила перед собой Екатерина II во «Всякой всячине», которая не «боролась» с
«просветителями», а претендовала на то, чтобы стать «учебником» «науки жить
между людьми».
Именно на этот новый образ русского «честного человека» и
ориентировался Фонвизин, когда создавал своего «Недоросля». Комический эффект
возникал благодаря резкому контрасту: просвещенный столичный дворянин смотрел
на «безобразия» провинциальных Простаковых и Скотининых и остро ощущал ту
пропасть, которая их разделяла. Митрофан Простаков – это «honette homme» «наоборот». В то же время внимание зрителей должно было быть
сосредоточено не на сюжетных коллизиях, намеренно сведенных к минимуму, а на
разговорах Стародума, Правдина, Милона и Софьи. Таким образом, Фонвизин создал
комедию, которая и идеологически (проблема воспитания просвещенного дворянина),
и формально (непринужденная беседа «равных» собеседников) связана с
екатерининским проектом трансформации русской элиты.