Исторический контекст романа Генри Джеймса «Бостонцы»
Эльвира Филипповна Осипова
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
ауд. 6, Административный корпус
2014-03-13
11:30 -
12:00
Ключевые слова, аннотация
Роман «Бостонцы» (1886) был написан в Англии, но столь знакомая Джеймсу жизнь покинутой им родины продолжала питать его творчество, влиять на литературые пристрастия и предубеждения. Среди героев романа можно различить черты тех, кто определял моральную атмосферу в стране в годы «Американского ренессанса» – бостонских реформаторов, философов-трансценденталистов, сторонников женского равноправия. Доклад посвящен анализу того, как исторические реалии новоанглийской жизни отразились в художественной ткани романа и почему герои представлены в нем как «фанатики религиозного идеализма».
Тезисы
В
1883 году Джеймс отмечал в «Записных
книжках», что хотел бы написать «очень
американскую
вещь»,
в которой отразились бы наиболее
характерные черты общественной жизни.
В 1886 году он исполнил задуманное в романе
«Бостонцы».
Доклад
посвящен анализу того, как исторические
реалии новоанглийской жизни представлены
в художественной ткани произведения.
На
страницах романа писатель
изобразил социалистов, борцов за женские
права, аболиционистов и
трансценденталистов как
«фанатиков
религиозного идеализма».
Иронию
автора, в которой было много субъективного,
можно объяснить тем, что слова и действия
новоанглийских реформаторов
казались
ему наивной
попыткой построить утопию,
а их
идеи
–
устаревшими,
не отвечавшими
современным научным концепциям.
Джеймс
откликнулся и на распространенное
в бостонском обществе
увлечение
месмеризмом и гипнозом. Эзотерические
явления
интересовали
многих романтиков, но
были
среди
них и скептики, воспринимавшие подобные
явления как шарлатанство.
Так,
весьма негативно к откровениям известного
медиума Эндрю Джексона Дэйвиса относился
Эдгар По.
Готорн в «Романе о Блайтдейле» изобразил
сцену гипноза как
откровенный обман. Приговор
спиритам вынес
в
романе «The Spirit-Rapper»
отошедший от трансцендентализма Орест
Браунсон. Героиня Джеймса, Верена
Таррант, изображена как игрушка в руках
своего мало симпатичного отца-спирита.
Не случайно ее «откровения» – бессвязные
слова и декларации о «страданиях женщин»,
произносимые в состоянии транса, –
воспринимаются как нечто бессмысленное
и даже фальшивое. Совсем иначе к ним
относятся участники «движения»,
наделенные автором некоторыми чертами
бостонских реформаторов.
Джеймс
использовал в
романе приемы, свойственные
позднеромантической поэтике, однако
в реалистическом романе
обращение к теме спиритизма
оказалось художественно
непродуктивным. И
все же книга
остается литературным документом эпохи:
она свидетельствует о борьбе художественных
вкусов и философских идей.