О литературном дебюте Ф. М. Достоевского и его роли «непризнанного гения» (1846 г.)
Константин Абрекович Баршт
Докладчик
ведущий научный сотрудник
Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН
Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН
188
2014-03-14
16:00 -
16:20
Ключевые слова, аннотация
После публикации в начале 1846 года дебютного произведения Достоевского, романа «Бедные люди», на писателя обрушилась критика целого ряда изданий («Иллюстрация» Кукольника, «Северная пчела» Булгарина и др.). После публикации повести «Двойник» возникла новая волна критики – со стороны участников кружка В.Г.Белинского, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова, Д.В.Григоровича, И.И.Панаева и др., которые атаковали молодого писателя пародиями и эпиграммами, называя его «непризнанным гением». В докладе проводится аналитическое рассмотрение ряда обстоятельств, связанных с творческим самоопределением писателя.
Тезисы
В докладе будут рассмотрены следующие вопросы:
1. трактовка романа «Бедные люди» ретроградной критикой (Д. В. Брант, Ф. В. Булгарин и др), а также В. Г. Белинским, А. А. Григорьевым и В. Н. Майковым; три основных варианта трактовки романа современной публицистикой;
2. история написания повести «Двойник» как продолжения темы «Бедных людей», реализация нарратива «зеркального отражения» в повести; автобиографический аспект в обоих произведениях;
3. несостоявшаяся публикация «Двойника» в сб. «Левиафан» В. Г. Белинского, динамика восприятия Достоевского как «нового Гоголя» со стороны современных ему литераторов;
4. публикация повести в «Отечественных записках» и жесткая критика со стороны литераторов кружка Белинского, пародии и эпиграммы («Витязь горестной фигуры» Н. А. Некрасова и И. С. Тургенева, «Каменное сердце» Н. А. Некрасова);
5. История с «каймой», которую, в соответствии с мемуарами И. И. Панаева, Д. В. Григорвоича и П. В. Анненкова, требовал Достоевский от Белинского в период формирования альманаха «Левиафан»; мотивы, согласно которым Ф. М. Достоевский пытался провести линию, отделяющую его от «молодых литераторов» кружка Белинского.
1. трактовка романа «Бедные люди» ретроградной критикой (Д. В. Брант, Ф. В. Булгарин и др), а также В. Г. Белинским, А. А. Григорьевым и В. Н. Майковым; три основных варианта трактовки романа современной публицистикой;
2. история написания повести «Двойник» как продолжения темы «Бедных людей», реализация нарратива «зеркального отражения» в повести; автобиографический аспект в обоих произведениях;
3. несостоявшаяся публикация «Двойника» в сб. «Левиафан» В. Г. Белинского, динамика восприятия Достоевского как «нового Гоголя» со стороны современных ему литераторов;
4. публикация повести в «Отечественных записках» и жесткая критика со стороны литераторов кружка Белинского, пародии и эпиграммы («Витязь горестной фигуры» Н. А. Некрасова и И. С. Тургенева, «Каменное сердце» Н. А. Некрасова);
5. История с «каймой», которую, в соответствии с мемуарами И. И. Панаева, Д. В. Григорвоича и П. В. Анненкова, требовал Достоевский от Белинского в период формирования альманаха «Левиафан»; мотивы, согласно которым Ф. М. Достоевский пытался провести линию, отделяющую его от «молодых литераторов» кружка Белинского.