Лексика мифологии албанцев Дэвола: материалы экспедиции 2013 г.
Александр Александрович Новик
Докладчик
заведующий отделом
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН
Греческий институт
2014-03-13
15:40 -
16:05
Ключевые слова, аннотация
В докладе анализируются материалы этнолингвистической экспедиции 2013 г. в краину Дэвол (Юго-Восточная Албания). Анализируется терминология сферы народной мифологии (демонологии). Этнолингвистический материал был собран по различным мифологическим персонажам, по вере в
колдунов, ведьм и проч. Наибольшее внимание уделяется персонажам - предсказателям судьбы ребенка. В ряде случаев приводится этимология бытующих терминов. В качестве выводов - в плане терминологии сферы мифологии обнаруживаются параллели с терминами в говоре албанцев Украины.
Тезисы
В августе 2013 г. была проведена
третья по счету этнолингвистическая экспедиция в Юго-Восточную Албанию в
составе: А.А. Новик, А.Н. Соболев, Д.С. Ермолин, М.С. Морозова, А.С. Дугушина.
Основной точкой исследовательской работы стало село Зичишт (Ziçisht
–i), находящееся в краине Дэвол. Главной темой работы с информантами у
автора стала народная мифология (включая фиксацию терминологии, запись
нарративов и др). Проводившаяся работа велась с учетом возможных параллелей
мифологических сюжетов албанцев Дэвола с бытующими до настоящего времени
рассказами о мифологических существах у албанцев Приазовья и Буджака. Полевая
работа дала исключительно богатый материал.
В плане сохранения представлений о демонах – предсказателях судьбы,
в Зичиште был зафиксирован материал о речени́цах
(pl. reçeníca –t) –
лексема является явным славянским заимствованием в местном албанском говоре.
Согласно народным представлениям в различных регионах Балкан (Греция, Болгария,
Македония, Албания и др.) на третий день после рождения ребенка являются
персонажи (их количество может варьироваться от одного до трех), которые определяют
судьбу младенца. В Зичиште был записан материал о том, что на протяжении
практически всего ХХ в. в дом к роженице приходили три реальные женщины,
жительницы села, которые в ритуальной форме «писали» судьбу ребенка. Подобная
традиция была прервана лишь в последние десятилетия ХХ.
Также
были зафиксированы многочисленные нарративы, связанные с верой в вампиров
(информант Thanas Andoni, 1935 г.р.). Так, на памяти информанта
утопленнице, покончившей жизнь на водяной мельнице, жители села вбивали в грудь
осиновый кол – чтобы та не стала вампиром (яркий пример архаических балканских
верований).
Значительный
этнолингвистический материал был собран по вере в колдунов, ведьм и проч.
персонажей. В плане терминологии сферы мифологии (демонологии) обнаруживаются
параллели с терминами в говоре албанцев Украины, анализ которых предполагается
пред