XLIII Международная филологическая научная конференция

Речевой портрет пользователя фотосайта (на материале немецкоязычных сайтов)

Оксана Юрьевна Амурская
Докладчик
доцент
Казанский (Приволжский) федеральный университет

198
2014-03-14
10:30 - 10:50

Ключевые слова, аннотация

В современной лингвистике особое значение приобретает исследование языковых личностей пользователей различных видов компьютерной коммуникации, и среди них по непонятной причине наименьшее внимание уделяется пользователям фотосайтов, которые оставляют свои комментарии к фотографиям. Наше исследование дискурса немецкоязычных пользователей фотосайтов стремится заполнить этот пробел. Особое внимание уделяется оценочной лексике, т.к. одной из поставленных задач было выяснить, при помощи каких лексических средств вербализуются положительные эмоции пользователей при просмотре фотографий. 

Тезисы

Фотосайты представляют собой платформы, на которых пользователи, любители и профессионалы, размещают свои фотографии. С коммуникативной точки зрения фотосайты (фотохостинги) представляют пользователям возможность создания сообществ, обсуждения и комментирования фотографий. Немецкоязычный сервис fotocommunity.de, согласно информации на его сайте, является крупнейшим европейским фотосообществом, количество его пользователей составляет более миллиона. Материал нашего исследования составили комментарии немецкоязычных пользователей к 8 фотографиям разных жанров (портрет, жанровая фотография и пейзаж). Для репрезентативности корпуса исследования были выбраны фотографии, получившие от 147 до 215 комментариев. Таким образом, было проанализировано 1476 комментариев. Проведенное исследование позволило сделать вывод, что для немецкоязычных пользователей-комментаторов фотографий фотосайта fotocommunity.de характерны две основные стратегии: эмоционально-оценочная и рационально-оценочная с преобладанием первой. Единичные комментарии можно отнести к креативно-оценочной стратегии. Эмоционально-оценочная стратегия реализуются в дискурсе пользователей при помощи графических (парагарфемных) символов, оценочных лексем и речевых актов (поздравления, пожелания,прямого и косвенного комплимента) в функции выражения восхищения и в единичных случаях необоснованной критики, а также своего впечатления от фотографии. Для усиления данного выражения используется редупликация как параграфемных символов, так и лексем. Пользователи, выбирающие рационально-оценочную стратегию, используют параграфемные символы (например, эмотиконы) в функции смягчения критических замечаний, лексемы (pro, leider) и речевые акты с выражением извинения, сожаления, реже совета, сопровождая критику оценкой сильных сторон фотографии и стараясь быть объективными при ее оценке.