Прилагательное ДОБРЫЙ как компонент фразеологизмов: семантика и функционирование (на материале творчества А.С. Пушкина)
Ольга Владимировна Куныгина
Докладчик
доцент
Челябинский государственный педагогический университет
Челябинский государственный педагогический университет
171
2014-03-13
14:20 -
14:40
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматриваются семантические особенности прилагательного ДОБРЫЙ, являющегося компонентом таких фразеологизмов , как ДОБРЫЙ МАЛЫЙ, ДОБРЫЙ ЧЕЛОВЕК, ДОБРОГО ЗДОРОВЬЯ, ДОБРЫЙ МОЛОДЕЦ и пр. Предполагается рассмотреть особенности функционирования этих и других единиц в творчестве А.С. Пушкина.
Тезисы
По данным "Словаря Языка Пушкина", прилагательное ДОБРЫЙ встречается в произведениях А.С. Пушкина 277 раз.
Становясь компонентом фразеологизма, прилагательное становится не только структурно, но и семантически стержневым компонентом.
Все фразеологизмы можно условно разделить на несколько групп:
1. единицы, называющие человека (ДОБРЫЙ ЧЕЛОВЕК, ДОБРЫЙ ГЕНИЙ, ДОБРЫЙ МОЛОДЕЦ). Примеры функционирования этих фразеологизмов позволяют сделать вывод о том, что эти единицы необходимы автору, чтобы подчеркнуть внутренние качества героя (героев), а также создать образ в целом.
2. предметные единицы (ДОБРЫЙ ЧАС, ДОБРАЯ ВОЛЯ) усиливают основную идею произведения.
3. модальные единицы - пожелания (В ДОБРЫЙ ПУТЬ, ДОБРОГО ЗДОРОВЬЯ) необходимы для создания речевой характеристики героев.
Все фразеологизмы с компонентом ДОБРЫЙ так или иначе связаны с созданием образа героя (героев) и необходимы А.С. Пушкину, чтобы создать уникальный и неповторимый художественный образ.
Становясь компонентом фразеологизма, прилагательное становится не только структурно, но и семантически стержневым компонентом.
Все фразеологизмы можно условно разделить на несколько групп:
1. единицы, называющие человека (ДОБРЫЙ ЧЕЛОВЕК, ДОБРЫЙ ГЕНИЙ, ДОБРЫЙ МОЛОДЕЦ). Примеры функционирования этих фразеологизмов позволяют сделать вывод о том, что эти единицы необходимы автору, чтобы подчеркнуть внутренние качества героя (героев), а также создать образ в целом.
2. предметные единицы (ДОБРЫЙ ЧАС, ДОБРАЯ ВОЛЯ) усиливают основную идею произведения.
3. модальные единицы - пожелания (В ДОБРЫЙ ПУТЬ, ДОБРОГО ЗДОРОВЬЯ) необходимы для создания речевой характеристики героев.
Все фразеологизмы с компонентом ДОБРЫЙ так или иначе связаны с созданием образа героя (героев) и необходимы А.С. Пушкину, чтобы создать уникальный и неповторимый художественный образ.