Временные модели в романе «Скандалист, или Вечера на Васильевском острове»
Любовь Трифоновна Лавренова
Докладчик
докторант
Рижская средняя школа №93 и 55.
Рижская средняя школа №93 и 55.
188
2014-03-11
16:00 -
16:20
Ключевые слова, аннотация
В 1928 году печатается в шести
номерах журнала «Звезда», а годом позже выходит отдельной книгой роман В.
Каверина «Скандалист, или Вечера на Васильевском острове». Автор создаёт
романную структуру, в которой причудливо соединяются модернистская и
реалистическая традиция. Временные модели романа отражают амбивалентную сущность новой эпохи. В картине
мира романа сосуществуют две модели времени (циклическая и линеарная), традиционная модернистская
условность трансформируется в жизнеподобные модели хронотопа.
Тезисы
Роман В. А. Каверина «Скандалист, или Вечера на
Васильевском острове» может быть интерпретирован как своеобразный художественный документ эпохи, в
котором пространственно-временные категории существует во взаимодействии и
взаимопроникновении, согласуясь с
утверждением М. Бахтина: «Приметы времени раскрываются в
пространстве, и пространство осмысливается и измеряется временем. Этим
пересечением рядов и слиянием примет характеризуется художественный хронотоп» (Бахтин: 1975, 234).
Картина мира романа представляется существующей в точно «измеренном» времени: события
происходят вчера и сегодня, днём и ночью, утром и вечером, определяются
временными единицами: секундами, минутами, часами, днями, неделями, месяцами,
декадами, годом, эрой, эпохой.
Вместе с тем актуально движение персонажей по жизненным кругам,
и это придаёт реальности характер
нелинейного развития, превращает время в
вечность.
Циклическое время характерно для старого мира.
Консервативность создаётся медленнотекущим
временем, оно лишено поступательного
хода. Человек новой эры связан с творящей и творимой историей. Циклическое
время сменяется линейным, которому свойственна поступательность и эволюционный динамизм.
Историческое время
датировано и требует от героя ответственности за историю и за себя. Примером
могут служить реализуемые жизненные принципы Некрылова.
Деяния нового героя – «созидательного максималиста», «скандалиста» становятся
своеобразным медиатором, переводящим старое циклическое время в новое –
эволюционно-поступательное.
Таким образом, можно говорить о неомифологическом
характере художественного мира романа В. Каверина «Скандалист, или вечера на Васильевском острове».
Пространственно-временные модели романа отражают изменения, которые «свидетельствуют
о сдвигах в мироощущении, мировоззрении личности, эпохи, о сдвигах,
происходящих в культуре» (Ф. П. Фёдоров:1988, 15).