XLIII Международная филологическая научная конференция

Эксперименты с жанром утопии в творчестве В. Пелевина

Мария Дмитриевна Андрианова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов

15-п
2014-03-14
16:30 - 16:50

Ключевые слова, аннотация

В докладе на примере творчества В. Пелевина рассматриваются современные художественные эксперименты с жанром утопии. Рассматривается раннее творчество, в котором Пелевин, наделяя своих героев неприятием действительности и стремлением к иному, идеально-утопическому бытию, лишает свои утопические построения зримых пространственно-временных характеристик, изображая не социальное преображение, а индивидуальную духовную трансформацию, позволяющую немногим избранным достичь душевной гармонии и нирваны. Основное внимание уделено роману «SNUFF».

Тезисы

Жанр утопии, получивший распространение начиная с эпохи Возрождения, за четыре века своего существования претерпел существенные изменения. Попытки воплотить в жизнь мечты об идеальном социальном устройстве, о всеобщем равенстве и братстве обернулись величайшими катастрофами ХХ века. Вместо веры в блага прогресса человек стал испытывать страх перед искусственным разумом, могущим поработить человечество, вместо веры во всеобщее равенство − страх пред тоталитарными режимами. Осознание того, что человечество не меняется в лучшую сторону на протяжении веков, а только придумывает более изощренные способы мучения себе подобных, стало одной из причин того, что утопию в ХХ веке практически вытеснила антиутопия. В эпоху постмодернизма, для которого характерно недоверие ко всем большим нарративам, великим идеям, проектам всеобщего счастья, разочарование во всех видах социального реформаторства и в человеке как возможном носителе идеала, возрождение утопии как жанра на первый взгляд представляется невозможным. Однако именно в эту эпоху тотального разочарования человек, может быть, как никогда нуждается в идеале, жаждет поверить хоть во что-нибудь светлое и прекрасное. Русскому постмодернизму, в отличие от западного, в большей степени присущ дидактизм: несмотря на заложенную в текстах интенцию разрушения всех иллюзий, принимаемых за реальность, в них, однако, отчетливо просматриваются горизонты утопии. В докладе на примере творчества В. Пелевина рассмотрен образ постмодернистской утопии.