Эксперименты с жанром утопии в творчестве В. Пелевина
Мария Дмитриевна Андрианова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов
Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов
15-п
2014-03-14
16:30 -
16:50
Ключевые слова, аннотация
В докладе на примере творчества В. Пелевина
рассматриваются современные художественные эксперименты с жанром утопии. Рассматривается
раннее творчество, в котором Пелевин,
наделяя своих героев неприятием действительности и стремлением к иному,
идеально-утопическому бытию, лишает свои
утопические построения зримых пространственно-временных характеристик,
изображая не социальное преображение, а индивидуальную духовную трансформацию,
позволяющую немногим избранным достичь душевной гармонии и нирваны. Основное
внимание уделено роману «SNUFF».
Тезисы
Жанр утопии, получивший распространение начиная с эпохи Возрождения, за
четыре века своего существования претерпел существенные изменения. Попытки
воплотить в жизнь мечты об идеальном социальном устройстве, о всеобщем
равенстве и братстве обернулись величайшими катастрофами ХХ века. Вместо веры в
блага прогресса человек стал испытывать страх перед искусственным разумом,
могущим поработить человечество, вместо веры во всеобщее равенство − страх пред
тоталитарными режимами. Осознание того, что человечество не меняется в лучшую
сторону на протяжении веков, а только придумывает более изощренные способы
мучения себе подобных, стало одной из причин того, что утопию в ХХ веке практически
вытеснила антиутопия.
В эпоху постмодернизма, для которого характерно недоверие ко всем
большим нарративам, великим идеям, проектам всеобщего счастья, разочарование во
всех видах социального реформаторства и в человеке как возможном носителе
идеала, возрождение утопии как жанра на первый взгляд представляется невозможным.
Однако именно в эту эпоху тотального разочарования человек, может быть, как
никогда нуждается в идеале, жаждет поверить хоть во что-нибудь светлое и
прекрасное. Русскому постмодернизму, в отличие от
западного, в большей степени присущ дидактизм: несмотря на заложенную в текстах
интенцию разрушения всех иллюзий, принимаемых за реальность, в них, однако,
отчетливо просматриваются горизонты утопии. В докладе на примере творчества В. Пелевина рассмотрен образ постмодернистской
утопии.