XLIII Международная филологическая научная конференция

К вопросу о литературной репутации С.Я. Надсона

Лариса Петровна Безменова
Докладчик
аспирант
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

188
2014-03-14
16:25 - 16:45

Ключевые слова, аннотация

Известный критик конца XIX в Н.К. Михайловский последним цельным лириком «пушкинской школы» в сфере гражданской поэзии считал С.Я. Надсона. Делая такой комплимент и проводя параллель с «солнцем русской поэзии», вскоре после смерти Надсона, которая случилась ровно через 50 лет после гибели Пушкина, он написал двухчастную статью. Первую часть, посвящённую Пушкину, Михайловский, цитируя Лермонтова, назвал «Погиб поэт», а ту часть, что была посвящена Надсону, «Погиб поэтик»… Такую своеобразную похвалу можно счесть противоречивой. В целом же она весьма характерна для литературной репутации Надсона.

Тезисы

Надсон был кумиром поколения 80-х годов XIX века. Поклонники носили его на руках в прямом смысле слова, а девушки мечтали о нем, как сейчас мечтают о поп-звёздах...
...В начале 20 века, уже после смерти поэта, Надсона нередко называли тоскливым и многословным, «поэтом скорби» и «поэтом больного поколения», а его поэзию «нытьем», в котором преобладает минор, усталость и надрыв...
... Надсон, в лирике которого нередки поэтические штампы, типа «седой старины» и «чистых слез», нередко показывает себя мастером образности. Это отмечали  и литературоведы конца XIX века, такие, как Ю.Айхенвальд, П.Якубович.  Хотя поэты Серебряного века упрекали его в несовершенстве поэтического языка и скудости поэтического словаря. В.Я. Брюсов в статье «О стихотворной технике» в 1903 году писал: «До какой степени у нас достигло "техническое одичание" в поэзии (если позволено будет так выразиться), достаточно показывает тот факт, что у нас считали "прекрасно владеющим формой" Надсона, этого младенца в области стихотворной техники, не знавшем ее азбуки!»
От Маяковского Надсону вообще «досталось» изрядно. «Поэт! И сейчас же перед вами вырисовывается выпятившая грудь фигура с благородным профилем Надсона, каждой складкой черного глухого сюртука кричащая, что разбит и поруган святой идеал», – читаем в статье В.В. Маяковского «Два Чехова»...
...Что бы ни говорил Маяковский, Надсон входит в первую десятку самых популярных поэтов, попавших на нотный стан:Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Фет, Некрасов, Плещеев, Полонский, Ал. Толстой, Апухтин, Бальмонт, Блок…
...«…Не смейтесь над надсоновщиной – это загадка русской культуры и в сущности непонятый ее звук, потому что мы-то не понимаем и не слышим, как понимали и слышали они». Осип Мандельшам