Диалогическая модальность исповедального текста
Татьяна Владимировна Романова
Докладчик
профессор
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
195
2014-03-13
15:00 -
15:20
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматривается
специфика коммуникации в исповедальном тексте, которая связана с категорией
модальности как текстовой, жанрообразующей категорией. Категория текстовой
модальности имеет диалогический характер, который раскрывается в отношении говорящего
к чужому слову; в способности модальных средств к организации диалогических
единств и включению диалога в повествование; во включённости адресата в
исповедальный текст. Специфика проявления указанных параметров диалогической
модальности в исповедальном тексте и будет рассмотрена в докладе.
Тезисы
1. В качестве текстовых источников была
использована художественно-публицистическая проза с коммуникативной интенцией исповеди.
2. Категория
текстовой модальности имеет диалогический характер, что определяет специфику
коммуникации в исповедальном тексте. Понятие
диалогической модальности введено в лингвистический обиход работами Н.Д.
Арутюновой (1981), Т.Б. Алисовой (1971).
3. В узком смысле диалогическая модальность
раскрывается в отношении говорящего к
высказыванию собеседника. Иногда
диалогическая квалификация модальности суживается до ответных реплик в
диалогических единствах, т.е. рассматривается как способность модальных средств
к организации диалогических единств и включению диалога в повествование.
4. Коммуникативное
пространство исповеди организуется как особый тип внутренней речи –
диалогизированное проговаривание. Одним из способов реализации стремления к
устной форме повествования являются вопросно-ответные комплексы (ВОК), под
которыми понимается расчлененное сложное структурно-семантическое единство,
конструирующими элементами которого являются разнообразно выраженные вопрос и
ответ. Причем ВОК используется здесь не только в функции имитации диалога, но и
в функции постановки проблемы, и даже в функции дефиниции. При этом вопросно-ответное
построение не создает двухагентной ситуации, а
отражает стандартизированную диалектику обдумывания.
5. При более широком понимании категории модальности рассматривается вопрос о наслаивании на диктум разных
планов модальности. С этой точки зрения, диалогическая модальность интегрирует актуализацию,
социальную семантику и метакатегориальные смыслы высказывания.
6. Степень
диалогичности исповедального текста измеряется степенью включённости адресата в
текст.