XLIII Международная филологическая научная конференция

Духовные особенности русского языка

Марина Эдуардовна Парецкая
Докладчик
старший преподаватель
Южный федеральный университет

195
2014-03-14
18:00 - 18:20

Ключевые слова, аннотация

В докладе говорится о феномене духовности русского языка, рассматриваемого  в пределах лингвокультурологии. Определяются идеи, лежащие в основе  первоэлементов русских слов, описываются и сами первоэлементы, которые раскрывают  народную  ментальность и высокую религиозную духовность русского языка. Духовное начало языка также анализируется в рамках лингвистической системы, в частности на основе синтаксического строя. Специфика восприятия действительности  этносом через синтаксис  иллюстрируется на примере глагольных и номинативных  односоставных предложений.

Тезисы

1. Христианство, а точнее, его восточная ветвь – православие, стало для формирования русской словесности основополагающим, поскольку именно православное христианство с его духовно-реалистическим опытом, его эстетикой и символикой определило своеобразие русской ментальности. Духовная литература не существует без опоры на духовный язык. Феномен духовности русского языка проявляется, прежде всего, в пределах лингвокультурологии (а не собственно лингвистики), тесным образом связанной с национальным характером, православием и философией языка.
2. В основе всех первоэлементов русских слов лежат идеи: водности (пракорни [Л] и [Р]), солярности (пракорни [С] и [З]), жизненности (пракорни [М] и [Н]). Эти троичные идеи переплетаются между собой и связываются с идеей Святой Троицы, которая символизирует неделимую сущность Творца, проявляющегося в различных ипостасях.
3. Широкие категории лингвокультурологии дают возможность раскрыть смысл духовного начала языка, реализуемого не только в первоэлементах, но и во всей лингвистической системе, в частности в синтаксисе, где связь философии языка с его национально-культурным компонентом ощутимо прослеживается. Специфика восприятия действительности через синтаксис иллюстрируется на примере глагольных и номинативных односоставных предложений, в которых изначально заложено своеобразное видение мира русским этносом.
4. Например, в односоставных глагольных предложениях разных типов происходит последовательное абстрагирование от субъекта и отнесенность действия к лицу становится все более нечеткой. В безличных предложениях происходит почти полное абстрагирование от субъекта, в подобных высказываниях ментальность носителей языка проявляет упование не на свои, а на Высшие Силы. В инфинитивных предложениях субъект абстрагируется полностью, кодируясь в предикате и проявляясь лишь потенциально. Статическое отображение действительности в номинативных предложениях не противоречит лингвокультурной характеристике русской ментальности.