XLIII Международная филологическая научная конференция

Лексическая сочетаемость и "степень свободы" в иностранном языке

Елена Ромуальдовна Ласкарева
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

25
2014-03-13
15:05 - 15:20

Ключевые слова, аннотация

При высоком уровне владения иностранным языком «степень свободы» в этом языке зависит большей частью от мастерства овладения лексической сочетаемостью слов в определенных значениях. Автор задается вопросом, насколько возможно «просчитать» лексическую сочетаемость слов и как этому учить, и предлагает свою концепцию изучения лексической сочетаемости слов русского языка, которую последовательно реализует при составлении пособий и заданий для курса русского языка как иностранного. В докладе приведены примеры заданий на отработку лексической сочетаемости некоторых лексических единиц.

Тезисы

1. Лексическая сочетаемость – своеобразный «пик» языковой и речевой компетенции при изучении иностранного языка. Именно с лексической сочетаемостью связано не менее 90 % ошибок при изучении русского языка иностранцами – и это при очень высоком уровне владения языком. Ошибки у иностранцев неизбежны, если они никогда ранее не изучали тему «Лексическая сочетаемость».
2. Лексическая сочетаемость может изучаться как в рамках грамматики (как высший этап при изучении  «банальной» темы «Падежи»), так и в лексической стилистике: в частности, должна быть рассмотрена сочетаемость синонимов, паронимов и фразеологических единиц. Автором составлены рекомендации и практические задания по лексической сочетаемости для курса русского языка.
3. Проанализирован ряд ошибок, допускаемых учащимися, представлена типология ошибок по картотеке автора.