Лексическая сочетаемость и "степень свободы" в иностранном языке
Елена Ромуальдовна Ласкарева
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
25
2014-03-13
15:05 -
15:20
Ключевые слова, аннотация
При высоком уровне владения иностранным языком «степень
свободы» в этом языке зависит большей частью от мастерства овладения
лексической сочетаемостью слов в определенных значениях. Автор задается
вопросом, насколько возможно
«просчитать» лексическую сочетаемость слов и как этому учить, и предлагает свою концепцию изучения лексической
сочетаемости слов русского языка, которую последовательно реализует при
составлении пособий и заданий для курса русского языка как иностранного. В
докладе приведены примеры заданий на отработку лексической сочетаемости
некоторых лексических единиц.
Тезисы
1. Лексическая сочетаемость – своеобразный «пик» языковой и речевой
компетенции при изучении иностранного языка. Именно с лексической сочетаемостью
связано не менее 90 % ошибок при изучении русского языка иностранцами – и это
при очень высоком уровне владения языком. Ошибки у иностранцев неизбежны, если
они никогда ранее не изучали тему «Лексическая сочетаемость».
2. Лексическая сочетаемость может изучаться как в рамках грамматики (как высший этап при изучении «банальной» темы «Падежи»), так и в лексической стилистике: в частности, должна быть рассмотрена сочетаемость синонимов, паронимов и фразеологических единиц. Автором составлены рекомендации и практические задания по лексической сочетаемости для курса русского языка.
3. Проанализирован ряд ошибок, допускаемых учащимися, представлена типология ошибок по картотеке автора.
2. Лексическая сочетаемость может изучаться как в рамках грамматики (как высший этап при изучении «банальной» темы «Падежи»), так и в лексической стилистике: в частности, должна быть рассмотрена сочетаемость синонимов, паронимов и фразеологических единиц. Автором составлены рекомендации и практические задания по лексической сочетаемости для курса русского языка.
3. Проанализирован ряд ошибок, допускаемых учащимися, представлена типология ошибок по картотеке автора.