К проблеме восприятия "сложного синтаксиса" современной русской художественной прозы в практике преподавания РКИ
Марина Григорьевна Мирошникова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
25
2014-03-13
17:45 -
18:00
Ключевые слова, аннотация
Изменения синтаксической организации современной русской
художественной прозы вызывает трудности при восприятии текста студентами,
изучающими РКИ.
В докладе рассматриваются разновидности современных разговорных
синтаксических построений и описываются механизмы адаптации подобных моделей к условиям художественного текста.
Тезисы
- Вопросам языковой «сложности» современных художественных текстов в последние десятилетия. посвящены исследования многих русистов. Вслед за Т.Н. Марковой многие исследователи обращают внимание на тот факт, что современных писателей интересует больше не та или иная идея художественного текста, а эстетическая доминанта, которая «проявляется в особом внимании к языку, к тому, как, с помощью каких языковых средств выражена мысль» (Маркова Т.Н., 2002).
- Основной языковой особенностью современной художественной прозы является одновременное использование книжной лексики, просторечий, жаргона и даже фонетических искажений, ведущее к смешению различных стилей. Наряду с лексикой следует отметить и различные синтаксические изменения текстов русских авторов конца 20 – начала 21 веков.
- Обращаясь к разговорным конструкциям современной прозы, традиционное внимание уделяется парцеллированным, эллиптическим и контаминированным структурам. Особого внимания заслуживает и повышение функции модальности, которая приводит к усложнению синтаксической организации художественного текста и увеличению информативного объёма предложения.
- В представленном докладе предпринята попытка описания основных механизмов адаптации моделей разговорного синтаксиса к условиям художественного текста.
- Изучение элементов разговорного синтаксиса позволит студентам не только адекватно понимать художественный смысл изучаемого произведения, более правильно выбирать грамматические конструкции для оформления своего высказывания, но и совершенствовать навыки восприятия речи на уровне высказывания.