11-е сентября и национальная идентичность в современной американской поэзии
Иван Антонович Соколов
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
198
2014-03-13
17:00 -
17:30
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматриваются лирические тексты, связанные с осознанием
теракта 11-го сентября как кризиса национальной идентичности. Предметом анализа
выступают не только стихотворения, ставшие ключевыми для дискурса «9/11» (Уильям
Джей Смит, Роберт Пински), но и публикации в журнале Poetry – как
в преддверии теракта, так и непосредственно после него (Джеральд Стерн, Джек
Тернер, Стивен Добинс). Проблема: действительно ли теракт 11-го сентября
изменил что-то в культуре Америки конца 90-х или же лишь катализировал уже
назревшее напряжение?
Тезисы
Теракт 11-го сентября принято
считать крупнейшей вехой в истории современной Америки, его постоянное
присутствие в сегодняшней масс-культуре в качестве флагмана череды разрушительных изменений говорит само за себя. Впрочем, искусство per se также занимается
осмыслением и проблематизацией этого феномена, в пример можно привести и романы
Дона Делилло «Падающий» и Джонатана Сафрана Фоера «Жутко громко, запредельно
близко», и хрестоматийный рассказ Джона Апдайка «Многообразие религиозного
опыта», и целый спектр антологий типа «Поэзия 9/11».
В том, что касается современной американской поэзии, напрямую связанной с событиями 11-го сентября, необходимо выделить два знаковых текста, а именно Invitation to Ground Zero Уильяма Джея Смита и 9/11 Роберта Пински. При том, насколько различаются поэтики обоих авторов, у этих двух текстов есть очень важная общая черта: искусственность личного опыта, погружённость субъекта во враждебную и безжизненную среду современных медиа. Медиа понятых впрямую, по Маршаллу Маклюэну, как продолжения человеческого тела (у Смита – манекен, который один и служит источником воспоминаний о погребённой под башнями-близнецами возлюбленной), и медиа увиденных как текстуальное опосредование памяти и культурного опыта (Captain Donald Duck, Will Rogers, Emily Dickinson, Ray Charles, Marianne Moore, символика доллара в стихотворении Пински – череда агрессивных означающих, которые властно подминают под себя означаемое – Америку).
Однако рассмотренные тексты созданы как попытка осмыслить уже случившийся кризис. Интересно, что в подборках журнала Poetry как конца 2001-го – начала 2002-го, так и непосредственно перед сентябрём 2001 г. последовательно моделируются достаточно однородные конфликты. Как правило, это переживание невозможности контроля над своим существованием, лирические субъекты этих текстов погружены в хаос. По-видимому, события 11-го сентября нельзя рассматривать как агент изменений в культуре, но лишь как фактор, вписывающийся в общую картину.
В том, что касается современной американской поэзии, напрямую связанной с событиями 11-го сентября, необходимо выделить два знаковых текста, а именно Invitation to Ground Zero Уильяма Джея Смита и 9/11 Роберта Пински. При том, насколько различаются поэтики обоих авторов, у этих двух текстов есть очень важная общая черта: искусственность личного опыта, погружённость субъекта во враждебную и безжизненную среду современных медиа. Медиа понятых впрямую, по Маршаллу Маклюэну, как продолжения человеческого тела (у Смита – манекен, который один и служит источником воспоминаний о погребённой под башнями-близнецами возлюбленной), и медиа увиденных как текстуальное опосредование памяти и культурного опыта (Captain Donald Duck, Will Rogers, Emily Dickinson, Ray Charles, Marianne Moore, символика доллара в стихотворении Пински – череда агрессивных означающих, которые властно подминают под себя означаемое – Америку).
Однако рассмотренные тексты созданы как попытка осмыслить уже случившийся кризис. Интересно, что в подборках журнала Poetry как конца 2001-го – начала 2002-го, так и непосредственно перед сентябрём 2001 г. последовательно моделируются достаточно однородные конфликты. Как правило, это переживание невозможности контроля над своим существованием, лирические субъекты этих текстов погружены в хаос. По-видимому, события 11-го сентября нельзя рассматривать как агент изменений в культуре, но лишь как фактор, вписывающийся в общую картину.