XLIII Международная филологическая научная конференция

Драма двойничества в контексте насилия

Наталья Павловна Пинежанинова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

кинозал
2014-03-13
14:40 - 15:20

Ключевые слова, аннотация

В фильме К. Лопушанского «Роль» (2013 г.) исследуется влияние страшного эпизода гражданской войны на дальнейшую жизнь известного актера Серебряного века. Актер решает возвратиться из эмиграции в Россию и вжиться в роль своего двойника и антагониста – красного командира, руководившего массовым расстрелом. Принятие роли как судьбы приводит актера к трагическому финалу.



Тезисы

Определяющим развитие сюжета фильма является эпизод гражданской войны - расстрел пассажиров поезда красноармейцами. Военное насилие показано как страшный контекст той эпохи, когда обесцененная жизнь человека по команде красного командира могла быть пущена «в расход». В этом эпизоде лицом к лицу встречаются два поразительно  похожие друг на друга человека – красный командир  Плотников и актер Евлахов. Плотников погибает в перестрелке, а Евлахову чудом удается спастись. Однако этот эпизод не оставляет актера в покое  даже в благополучной Финляндии. Он погружается в депрессию и видит для себя лишь один путь – перевоплотиться в красного командира Плотникова и вернуться в Россию, чтобы сыграть свою главную роль в жизни. Для перевоплощения актеру важна атрибутика насилия – он приобретает наган, из которого убивали людей, который помнит державшую его руку, и шинель, пропахшую потом и кровью. Также важны для него и дневники Плотникова, которые вместе с архивом за большие деньги достают актеру контрабандисты. По мере вживания в роль между актером и его двойником стирается грань – актер начинает видеть чужие сны и у него болит чужая душа. Двойничество актера как удвоение мира как попытка понять Другого, того, кто в него мог стрелять, вызвано в этом фильме исторической катастрофой гражданской войны, гибелью людей, крушением границ добра и зла, жизни и смерти, когда единый народ оказывался расколотым на две враждующие части.