XLIII Международная филологическая научная конференция

Реализация понятия «Glück» (счастье) в произведениях немецких романтиков начала XIX века

Юлия Геннадьевна Джалилова
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет

204
2014-03-15
14:40 - 15:00

Ключевые слова, аннотация

В немецкой литературе начала XIX века выделились такие течения, как сентиментализм и романтизм, выдвигающие чувства на передний план. Среди жанров новыми являются новелла и авторская сказка. В лирике происходит стилизация под народные песни. Немецкий романтизм (к. XVIII – нач. XIX века) отличается ярким публицистическим тоном. На основе произведений Э.Т.А. Гофмана «Золотой горшок» (1814), А. ф. Шамиссо «Удивительная история Петера Шлемеля» (1813), Й.Ф.ф.Эйхендорфа «Из жизни одного бездельника» (1826) проанализированы варианты реализации понятия «счастья» в немецкой литературе данного периода.


Тезисы

Концепт «счастье» является одним из центральных компонентов человеческого бытия, как фрагмент коллективной и индивидуальной концептуальной системы любого этноса, в том числе немецкоязычного. Концепты представляют собой своеобразные коды – ключи к пониманию ценностей этой культуры, условий жизни людей, стереотипов их поведения. Концепт «счастье» относится к важнейшим категориям этики (Воркачев 2002: 142). Изучение таких основополагающих лингвокультурных концептов, как Glück/счастье, способствует лучшему пониманию менталитета и национального характера народа. Концепт в языковом сознании представлен как совокупность значений, которые выражаются лексическими, фразеологическими единицами, прецедентными текстами, этикетными формулами, а также речеповеденческими тактиками, отражающими повторяющиеся фрагменты социальной жизни. В настоящей статье рассмотрены лексические средства, с помощью которых выражается концепт Glück в немецкоязычной литературе начала XIX века. Данный период ознаменовался расцветом немецкой литературы, формированием национального духа, становлением немецкой народности.  В немецкой литературе выделяются такие течения, как сентиментализм и романтизм, выдвигающие чувства на передний план. Среди жанров новыми являются новелла и авторская сказка. Немецкий романтизм отличается ярко выраженным публицистическим тоном. Среди писателей-романтиков наиболее заметными фигурами являются Э.Т.А. Гофман, работающий в жанре сказки, самый даровитый и характерный из младших романтиков; А. ф. Шамиссо, основательный знаток естественных наук, подчинившийся романтикам относительно формы, но сохранивший рельефность и конкретность изложения, и  Й.Ф.ф.Эйхендорф, которого часто называют «поэтом леса» и последним романтиком. Произведения указанных авторов проанализированы с точки зрения реализации понятия Glück/счастье с целью выявления особенностей языкового отражения  действительности в данный период и диахронического анализа изменения семантического поля Glück.