Креативность vs. творчество в разных типах дискурса
Наталия Михайловна Азарова
Докладчик
ведущий научный сотрудник
Институт языкознания РАН
Институт языкознания РАН
кинозал
2014-03-13
10:50 -
11:15
Ключевые слова, аннотация
На основе лингвистического анализа
функционирования слов творчество и креативность и производных от них в
разных дискурсивных моделях (научной, поэтической, публицистической,
разговорной) предпринимается попытка описания бытования оппозиции концептов креативность vs. творчество в русской культуре конца XX – начала XXI вв.
Тезисы
В
русской абстрактной лексике существует некая особенность, позволяющая по-новому
рассмотреть целый ряд концептов современной культуры. Это наличие дублетов,
появившихся в разное время, но тем не менее освоенных языком: концепт и понятие, реальное и
настоящее. К подобному феномену относится и пара творчество и креативность.
Говорящими
креатив (креативность) уже не
воспринимается как варваризм: об освоенности слова креатив в русском языке говорит обширное количество дериватов в
повседневном и профессиональном дискурсе.
Творчество и
креативность противопоставлены по параметрам вертикальность – горизонтальность;
тотальная адресация – целевая адресация; некоммуникативность (или ограниченная
коммуникативность) – коммуникативность; страдание, преодоление – удовольствие,
наслаждение (можно сказать муки творчества, но нельзя муки креативности).
Если творчество мандаторно, то креативность теряет идею диктата,
становится чем-то дополнительным, желательным. Творчество понимается онтологически, креативность – социально-психологическая категория.
Слово
творчество в современной
общеупотребительной речи чрезвычайно частотно, однако те, кто традиционно
считались творцами, особенно имеющими отношение к слову (например, поэты), не
отрицая привычного понятия творчество,
тем не менее, применительно к себе отказываются говорить в терминах творчества и креативности. Частотность терминов креативности и подчеркивание креативности и творчества как
ценностей более всего характерны для речи русских женщин upper, upper middle и middle class.
Концепт креативности укореняется во внутренней
культуре и десемантизируется во внешней.