Проблема обратного влияния тестирования (washback) в контексте социальных последствий
Ирина Георгиевна Большакова
Докладчик
старший преподаватель
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
2-у
2014-03-13
15:30 -
15:50
Ключевые слова, аннотация
В докладе
рассматривается проблема обратного влияния тестирования, получившая в английском
языке название washback.
Феномен обратного влияния освещается с трех сторон: на уровне, затрагивающем эффект
обучения в классе и влияние на учащихся и педагогов; на уровне, относящемся к
выработке политических решений, администрированию в сфере учебных заведений и издательской
деятельности; а также на социально-психологическом уровне, характеризующем
возможности человека в конкретном социуме.
Тезисы
Термин «washback» («обратное влияние», или «обратный эффект») в
тестировании обычно означает то влияние, которое тесты или экзаменационные
испытания способны оказывать на академические учебные планы и методы
преподавания.
Однако имеет смысл рассматривать обратный эффект тестирования и в более
широком контексте, включающем как администрирование в сфере учебных заведений, так и образовательную
политику в целом, и издательскую
деятельность.
Особые масштабы
проблема обратного эффекта приобретает в случае применения хай-стейкс-тестов,
то есть тестов, способных оказывать существенное влияние на значимые аспекты
жизни человека.
В процессе
применения тестирования в учебных заведениях существует тенденция к возрастанию
времени и усилий, затрачиваемых на обучение тому, что измеряют тесты. Но так
как время обучения ограничено, усилия по изучению материала, не измеряемого
тестом, сокращаются. В итоге знания и навыки, проверяемые тестами в силу того,
что их можно измерить легко и с минимумом затрат, становятся единственными,
которым вообще обучают, тогда как важные навыки, которые не измеряются тестом,
выпадают из содержания обучения. В итоге целые организации вынуждены подстраивать
свои учебные планы под методы итогового оценивания
Серьезной
проблемой в образовании становится ситуация, когда стратегией обучения
становится «натаскивание на тест» (teaching to the test), то есть когда
программа обучения превращается в подготовку к стандартизованному тесту.
Проблема
применения тестов и использования полученных результатов имеет как
морально-этические, так и социально-психологические и политические аспекты.
В настоящее
время многие исследователи считают, что использования данных стандартизованного
теста недостаточно для целей оценивания и принятия решений, настаивая, что пришло
время применение тестов подвергнуть критическому пересмотру.