Сравнительный оборот как объект лингвокультурного анализа
Полина Александровна Козаченко
Докладчик
ассистент
Санкт-Петербургский государственный университет путей сообщения
Санкт-Петербургский государственный университет путей сообщения
25
2014-03-14
17:55 -
18:10
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен анализу сравнительных оборотов, основным компонентом которых являются
флоризмы – названия объектов растительного мира, используемые в русском языке
для характеристики человека. Автор рассматривает механизмы формирования
указанных оборотов, выделяет наиболее частотные типы и определяет их роль в
формировании данного фрагмента лингвокультурного пространства.
Тезисы
Сравнение – один из древнейших видов
интеллектуальной деятельности, поскольку оно необходимо для познания нового.
Человек «вписывает» себя в пространство мироздания, перенося характеристики и
свойства его элементов на себя. Как указывает М. Фуко, сравнение – «самый универсальный, самый очевидный, но
вместе с тем и самый скрытый, подлежащий выявлению элемент, определяющий форму
познания <...> и гарантирующий богатство его содержания» [Фуко 1994: 66].
В филологии сравнение анализируется как один из тропов: «сравнение – троп,
состоящий в уподоблении одного предмета другому на основании общего у них
признака» [Розенталь, Теленкова 1976: 459–360].
Сравнение может быть выражено разными способами: сравнительным оборотом, метафорой. Наше исследование посвящено
изучению фрагмента лингвокультурного пространства, представленного наиболее
частотными сравнительными оборотами,
основным компонентом которых являются флоризмы, т.е. названия
растительного мира, активно используемые в современном русском языке для
характеристики человека. Растительный мир существует в сознании людей в форме
образов, которые находят отражение в языке в виде отдельных тематических групп
лингвокультурного пространства, т.е. национального культурного пространства,
отраженного в языке (названия цветов, кустарников, деревьев, грибов, а также
частей растений: ствол, корень, сук, стебель, ветка, шляпка). Эти образы
являются следствием того, что человек воспринимает объекты окружающего его мира
ассоциативно. Сравниваемые объекты (человек-дерево) могут принадлежать
совершенно разным сферам объективной реальности и в окружающей нас
действительности не являться смежными или связанными. Связывает их вместе на
основании схожего признака наше сознание, ассоциативность человеческого мышления.
Ярким примером тому служат флороморфизмы – названия растительного мира,
характеризующие человека, которые чаще всего выражены сравнительными оборотами
и метафорами.