XLIII Международная филологическая научная конференция

Прочтение истории (О цикле И. А. Бунина «Темные аллеи»)

Irina Eduardovna Vasilyeva
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

188
2014-03-11
12:00 - 12:20

Ключевые слова, аннотация

Предмет доклада – анализ повествования И. А. Бунина (на материале цикла «Темные аллеи»). В результате анализа предложена интерпретация принципиального для творчества писателя мотива «истории» как системы разноуровневых единиц (характерологических, сюжетообразующих и дискурсивных), связывающих в общей структуре повествования частную, человеческую историю персонажа с историей Большого времени.



Тезисы

В построении рассказа И. А. Бунин часто использует модель «воспоминание о случае из жизни». Использование такой модели само по себе задает несколько планов представления «истории» в рамках изображенного мира: частично реконструируемая история прошлого героев, история их отношений – основной предмет воспоминания, историческое время, на фоне которого происходят описываемые события, моделируемая история времени воспоминания о рассказанных событиях и история создания и прочтения(-ий) рассказа, находящиеся уже за границами собственно текста. Все перечисленные выше планы имеют различные значения. В одном из них «история» выступает как тема, объект изображения, в других – как единица композиционного или повествовательного уровней, как единица контекстообразующего порядка. Анализ различных уровней позволяет выявить общий принцип отбора образующих «историю» единиц. Это принцип парадигмальной связи элементов. Повествуемое прошлое героев предстает как ряд отрывочных фактов, объединенных самим субъектом, но не очевидной временной последовательностью. Также организовано и повествуемое настоящее: впечатления (визуальные, эмоциональные et cet.) героя выстраиваются в ряды перечислений, представляющие суммарные картины истории отношений персонажей. Эта история не может вполне избежать маркеров временной последовательности, но стремится к созданию иллюзии целостной единовременности. Наконец, сама коммуникативная ситуация, моделирующая «историю повествования», демонстрирует, как правило, смешение временны́х иллюзий: знаки синхронного повествования свободно перемежаются маркерами временной дистанции. Такая повествовательная структура задает и историю прочтений цикла, устойчивым мотивом которой можно считать представление о лирической природе бунинской прозы.