Словацкий постреалистический роман конца XX – начала XXI века
Алла Германовна Машкова
Докладчик
профессор
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
4-У
2014-03-12
14:00 -
14:20
Ключевые слова, аннотация
In this paper A. G. Mashkova deals with the novels representing post realistic trend in the Slovak literature at the turn of the 20-th century with their own philosophy, style and genre peculiarities. The universe of post realistic characters is mainly confined to the family circle and their own ego, which led to the popularity of biographical novels, such as those by R. Sloboda, Y. Yuraneva, M. Kompanikova, E. Brezhnaya, M. Gvoretskiy and others.
Тезисы
Современная литература Словакии характеризуется значительным разнообразием: это и произведения писателей, принадлежащих к разным волнам эмиграции (Й. Цигер Гронский, Л. Мнячко, И. Брежна, И. Чичманец и др.), и литература «из ящиков письменного стола» (Д. Татарка, П. Виликовский, В. Шикула и др.), и книги, написанные сегодня. Вместе с тем литературный процесс отличает сосуществование различных литературных направлений. В частности, наряду с относительной активностью постмодернизма все громче заявляет о себе направление, представляющее собой одну из «мутаций» реализма, – постреализм – со своей философией, стилевыми и жанровыми предпочтениями. Признаки постреализма можно обнаружить еще в произведениях 60–80-х гг. (творчество писателей так называемого «поколения “Младой творбы”» - Я. Йоганидес, В. Шикула, П. Ярош и др.). Продолжая традиции классического реализма, сегодняшний словацкий постреализм «подпитывается» постмодеристскими открытиями, как бы компенсируя то, что не сумел сделать его предшественник. Так, если постмодернисты в хаосе бытия потеряли конкретного живого человека, то постреалисты, поставив во главу угла человеческую личность, стараются через нее постичь этот хаос, показать его будничное лицо. Не случайно, мироздание постреалистических героев нередко ограничивается кругом семьи и собственным «я». Это обусловило популярность биографического романа, представленного произведениями Р. Слободы («Разум», 1982, «Воспоминания», 1996, «Любовь», 2002), Я. Юранёвой («Защитницы», 2006), М. Компаниковой («Пятый корабль», 2010), И. Брежной («На куриных крыльях», 2007), М. Гворецкого («По памяти», 2013) и др. Однако, повествуя о собственной жизни, писатели фактически создали книги о жизни поколения, к которому принадлежат. Поместив в центр романов личность, характер которой раскрывается с помощью «внутреннего», психологического автобиографизма, авторы показали процесс превращение личного бытия в общественное, а в итоге - трансформацию истории в литературу.