XLIII Международная филологическая научная конференция

Академическая профессия и либеральное образование

Вадим Борисович Касевич
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет

240
2014-03-14
14:00 - 14:20

Ключевые слова, аннотация

На примере образовательных систем России, США, Китая показывается место либерального образования и перспективы его развития.

Тезисы

Болонский процесс, как известно, ставил своей целью создание общеевропейского пространства высшего образования. Две ключевые фигуры образовательной системы – студент и преподаватель – при этом оказывались в разной степени «в фокусе»: идеалом провозглашалась «студентоцентричная» система; практически не делалось попыток обнаружить  функционально общезначимые  признаки в статусе и деятельности преподавателя как субъекта академической профессии. Эта неразработанность четких представлений об академической профессии сохраняется и сегодня, через  5 лет после формального завершении болонского движения (2009 год). В докладе сопоставляются важные параметры систем высшего образования с точки зрения статуса и деятельности преподавателя, преимущественно в странах БРИК, а также в США. Важным следует признать социальный статус преподавателя: является он государственным служащим (Китай, Бразилия) или же свободно нанимаемым работником. Правила найма также оказываются различными. В США профессор на определенном этапе получает все преимущества пожизненного найма (tenure), что определяется целым рядом условий (стаж, интенсивность исследовательской деятельности и т.п.). Основным содержанием деятельности профессора считаются  научные исследования, а не преподавание. Особого интереса заслуживает сегмент высшей школы, известный как «либеральное образования» (в наибольшей степени распространенный в США). Отвлекаясь от технологических аспектов, можно сказать, что либеральное образование – это высшее общее образование. По данным социологов, в последнее время либеральное образование в США  в определенной степени теряет популярность. Один из способов преодоления этой тенденции – устранение гуманитарного уклона, изначально присущего либеральному образованию, и введение в образовательные программы существенных элементов точных и естественных наук (ср. практику Bard College’а, США).