Академическая профессия и либеральное образование
Вадим Борисович Касевич
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
240
2014-03-14
14:00 -
14:20
Ключевые слова, аннотация
На примере образовательных систем России, США, Китая показывается место либерального образования и перспективы его развития.
Тезисы
Болонский процесс, как
известно, ставил своей целью создание общеевропейского пространства высшего
образования. Две ключевые фигуры образовательной системы – студент и
преподаватель – при этом оказывались в разной степени «в фокусе»: идеалом
провозглашалась «студентоцентричная» система; практически не делалось попыток
обнаружить функционально
общезначимые признаки в статусе и деятельности
преподавателя как субъекта академической профессии. Эта неразработанность четких
представлений об академической профессии сохраняется и сегодня, через 5 лет после формального завершении болонского
движения (2009 год).
В докладе сопоставляются важные
параметры систем высшего образования с точки зрения статуса и деятельности
преподавателя, преимущественно в странах БРИК, а также в США.
Важным следует признать социальный
статус преподавателя: является он государственным служащим (Китай, Бразилия) или
же свободно нанимаемым работником.
Правила найма также
оказываются различными. В США профессор на определенном этапе получает все
преимущества пожизненного найма (tenure), что определяется
целым рядом условий (стаж, интенсивность исследовательской деятельности и т.п.).
Основным содержанием деятельности профессора считаются научные исследования, а не преподавание.
Особого интереса заслуживает сегмент высшей школы, известный как
«либеральное образования» (в наибольшей степени распространенный в США). Отвлекаясь
от технологических аспектов, можно сказать, что либеральное образование – это
высшее общее образование. По данным социологов, в последнее время либеральное
образование в США в определенной степени
теряет популярность. Один из способов преодоления этой тенденции – устранение гуманитарного
уклона, изначально присущего либеральному образованию, и введение в образовательные
программы существенных элементов точных и естественных наук (ср. практику Bard College’а, США).