О роли смешанного обучения в дисциплине «Практическая фонетика»
Наталья Витальевна Сухова
Докладчик
доцент
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
157
2014-03-13
14:20 -
14:45
Ключевые слова, аннотация
В данной работе речь
идет о методике смешанного обучения,
которая включает в себя самостоятельную работу студентов дома. В рамках
смешанного подхода суть обучения
произносительным навыкам и умению интонационно правильно оформлять речь на
английском языке можно сформулировать следующим образом: как можно больше слушать на английском языке и имитировать аутентичную речь.
Описывается набор
дистанционных заданий по курсу, используемых одним из авторов в НИТУ
"МИСиС" (г. Москва). Обсуждается роль преподавателя в процессе
оптимизации учебной автономии.
Тезисы
В современной практике
преподавания любой дисциплины преподаватель сталкивается с проблемой небольшого
количества аудиторных часов. Почти половину всей учебной нагрузки, а иногда и
больше, студент вынужден выполнять самостоятельно. Как помочь студенту
справиться со сложной задачей изучения или осваивания материала дома, и как
помочь преподавателю в организации этого процесса на должном уровне? Ответ
можно найти в методике смешанного обучения.
В данной работе мы
остановимся на дисциплине "Практическая фонетика" для профиля
"Лингвистика" в высших учебных заведениях, и на том, каким образом на
материале курса применяется или потенциально может применяться методика
смешанного обучения.
Смешанное
обучение предполагает совокупность очной работы студента в
аудитории и самостоятельной (или под непосредственным руководством
преподавателя) работы дома. Другими словами, это синтез традиционной очной и
современной дистанционной работы. Говоря о смешанном обучении, мы имеем в виду
и учебную автономию, т.е.
"умение брать на себя ответственность за свою учебную деятельность
относительно всех аспектов этой учебной деятельности" (Холек 1981).
В рамках смешанного
подхода суть обучения
произносительным навыкам и умению интонационно правильно оформлять речь на
английском языке можно сформулировать следующим образом: как можно больше слушать на английском языке и имитировать. При
такой установке мы предлагаем ряд особых заданий
на базе: 1) аутентичных подкастов;
2) художественных фильмов; 3)
записей публичных выступлений (TED conferences); 4) обычного набора
лингвистических упражнений (поговорки, лимерики, песни, учебные диалоги и
т.п.). При этом важным оказывается то, что такой курс при смешанной методике,
можно наполнять совершенно разным тематическим содержанием, тем самым дополняя
его специальной лексикой (например, в случае обучения лингвистов в ВУЗе второго
выбора).