Что такое коммуникативный архаизм?
Елена Валерьевна Маркасова
Докладчик
доцент
Пекинский университет иностранных языков
Пекинский университет иностранных языков
кинозал
2014-03-13
10:00 -
10:25
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматриваются собственно архаизмы как средство доминирования над собеседником и коммуникативные архаизмы, замененные в современной коммуникации новыми формами воздействия на адресата.
Тезисы
Все масштабные политические и социальные
изменения в обществе сопровождаются «редактированием» прежних сценариев
повседневного общения, поскольку социальные сдвиги ведут к трансформациям ролей
в коммуникации. Под
коммуникативным сценарием мы понимаем, «с одной стороны, свернутую когнитивную
модель (схему) речевого поведения, хранящуюся в долговременной памяти, с другой
стороны – словесную материализацию этой
модели собеседниками» [Шляхов, 2010:6].
В коммуникации происходит процесс, аналогом которого можно считать процессы архаизации в лексике, грамматике или фонетике: появляются коммуникативные архаизмы. Этот термин пока не использовался в научной литературе. Мы предлагаем считать коммуникативным архаизмом устаревшую коммуникативную единицу, утратившую связь с определенным сценарием, сохранившимся в повседневном общении. Это определение, как и сам метод выявления коммуникативных архаизмов, нуждается в обосновании. Методология предлагаемого нами поиска коммуникативных архаизмов опирается на идеи Д. Хаймса [Хаймс, 1975:45]. Материалом для исследования послужили литературные тексты советского и постсоветского периодов, данные НКРЯ и ЗКРЯ, тексты инструкций для представителей «индустрии гостеприимства».
В коммуникации происходит процесс, аналогом которого можно считать процессы архаизации в лексике, грамматике или фонетике: появляются коммуникативные архаизмы. Этот термин пока не использовался в научной литературе. Мы предлагаем считать коммуникативным архаизмом устаревшую коммуникативную единицу, утратившую связь с определенным сценарием, сохранившимся в повседневном общении. Это определение, как и сам метод выявления коммуникативных архаизмов, нуждается в обосновании. Методология предлагаемого нами поиска коммуникативных архаизмов опирается на идеи Д. Хаймса [Хаймс, 1975:45]. Материалом для исследования послужили литературные тексты советского и постсоветского периодов, данные НКРЯ и ЗКРЯ, тексты инструкций для представителей «индустрии гостеприимства».