Американский базар, или Как Ли Страсберг и Стелла Адлер поспорили о системе Станиславского
Сергей Дмитриевич Черкасский
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства
Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства
ауд. 6, Административный корпус
2014-03-13
14:30 -
15:00
Ключевые слова, аннотация
Как
знаменитая беседа Станиславского и Немировича-Данченко в «Славянском
базаре» положила начало истории МХТ, так и встреча Стелы Адлер со Станиславским летом 1934 года в Париже и последовавший за
этим её непримиримый конфликт с Ли
Страсбергом во многом определили развитие американской театральной школы ХХ
века. Доклад вскрывает суть спора двух выдающихся последователей Станиславского
и величайших театральных педагогов Америки, прояснеет проблематику
использования аффективной памяти и логики действий в искусстве актера и в
различных сферах творчества; ставит вопросы психологии
педагогики
Тезисы
Американские
гастроли Художественного театра 1923–24 года оказали определяющее влияние на
развитие театра и кино США ХХ века, дали толчок к развитию американской
актерской школы. Началом этих процессов стала деятельность театра «Груп»
(1931–1940), основателями которого были среди прочих Ли Страсберг (1901–1982) и
Стелла Адлер (1902–1992). Именно десятилетняя творческая деятельность «Груп»
заложила основу Метода (the Method acting)
– интерпретации системы Станиславского, прославленной достижениями М. Брандо,
М. Монро, П. Ньюмен, А. Пачино, Д. Хофман, Р. Де Ниро и др.
Безусловно,
что Страсберг, «создавший индустрию Станиславского в Америке», стал одним из
самых влиятельных педагогов актерского мастерства ХХ века. Однако на следующий
день после его смерти Адлер вошла в класс руководимой ею Консерватории со
словами: «Умер великий человек театра. Пройдут годы, прежде чем искусство
актера избавится от вреда, который он нанес». И это сказала актриса, снискавшая
успех в спектаклях «Дом Конелли» П. Грина, «Ночь над Таосом» М. Андерсона, «История
успеха» Дж. Лоусона, поставленных Страсбергом.
Ожесточенность
методологического спора Адлер и Страсберга по вопросам театральной педагогики
восходит к различию их интерпретации системы Станиславского и разному пониманию
драматургии «красного десятилетия» (добавим имена С. Кингсли и взращенного
именно в «Груп» К. Одетса). Отправным моментом этого яростного противостояния,
определившим многие страницы театральной истории Америки ХХ века, стала
парижская встреча Стелы Адлер со Станиславским в июле 1934 года и ряд
уроков-репетиций пьесы Дж. Лоусона «Аристократка», который реформатор русской
сцены дал молодой американской актрисе.
Для вскрытия сути этих уроков нами проведено сопоставление ряда противоречивых источников (воспоминания С. Адлер, Г. Клермана, самого К.С. Станиславского), проанализированы пьесы упомянутых авторов.
Выявлено в чем опыт полемики двух выдающихся театральных деятелей Америки может послужить современному искусству.
Для вскрытия сути этих уроков нами проведено сопоставление ряда противоречивых источников (воспоминания С. Адлер, Г. Клермана, самого К.С. Станиславского), проанализированы пьесы упомянутых авторов.
Выявлено в чем опыт полемики двух выдающихся театральных деятелей Америки может послужить современному искусству.