Просодические границы и восприятие речи
Анатолий Владимирович Венцов
Докладчик
специалист
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
191
2014-03-13
13:40 -
14:10
Ключевые слова, аннотация
Считается, что постлексические единицы восприятия
маркируются просодическими признаками: паузой, удлинением слогов (гласных), тональными изменениями
на границе.
В спонтанной речи паузы нередко появляются внутри этих единиц и возможны случаи, когда несколько единиц произносятся без пауз между ними и без приграничных изменений в длительностях сегментов и тональных характеристиках.
Решение проблемы видится в поиске правил, пользуясь которыми, из появляющихся в его памяти словоформ слушатель компонует дискурсивные единицы без опоры на просодику.
В спонтанной речи паузы нередко появляются внутри этих единиц и возможны случаи, когда несколько единиц произносятся без пауз между ними и без приграничных изменений в длительностях сегментов и тональных характеристиках.
Решение проблемы видится в поиске правил, пользуясь которыми, из появляющихся в его памяти словоформ слушатель компонует дискурсивные единицы без опоры на просодику.
Тезисы
При функциональном моделировании системы восприятия речи
первым этапом обработки непрерывного (в пределах межпузального интервала)
речевого сигнала должно быть его преобразование в цепочку словоформ. Считается,
что полученная цепочка должна затем члениться на более крупные
(постлексические) единицы – синтагмы или
элементарные (минимальные) дискурсивные единицы (клаузы).
В связи с этим ведется многолетний поиск физических признаков сигнала, потенциально способных обеспечить этот процесс. В литературе таковыми называют просодические признаки: паузу, приграничное удлинение слогов (гласных), тональные изменения на границе. При этом высказывается мнение, что количественные характеристики этих признаков, в частности длительности пауз, могут быть показателем “силы” (strength) границы и использоваться для структурирования дискурсивных единиц. Однако ни в одном исследовании не идет речь о том, как именно слушатель использует подобные средства при текущем анализе речи в естественных условиях.
В то же время материалы корпуса “Рассказы о сновидениях” и наши данные по микромонологам спонтанной речи показывают, что паузы разного рода и длительности появляются не только на границах упомянутых семантико-грамматических единиц, но и внутри них. Из этого следует, что паузы не могут служить маркерами границ, поскольку при восприятии речи слушателю приходится игнорировать паузы, оказавшиеся внутри дискурсивной единицы, а критерии классификации пауз на “внутренние” и действительно пограничные едва ли существуют.
В спонтанной речи нередки также случаи произнесения дискурсивных единиц слитно, без пауз между ними, и при отсутствии специфических приграничных изменений в длительностях сегментов и тональных характеристиках сигнала.
Решение проблемы видится в поиске правил, пользуясь которыми, из появляющихся в его памяти словоформ слушатель компонует дискурсивные единицы без опоры на просодику.
(Работа поддержана грантом РФФИ № 13-06-00374а).
В связи с этим ведется многолетний поиск физических признаков сигнала, потенциально способных обеспечить этот процесс. В литературе таковыми называют просодические признаки: паузу, приграничное удлинение слогов (гласных), тональные изменения на границе. При этом высказывается мнение, что количественные характеристики этих признаков, в частности длительности пауз, могут быть показателем “силы” (strength) границы и использоваться для структурирования дискурсивных единиц. Однако ни в одном исследовании не идет речь о том, как именно слушатель использует подобные средства при текущем анализе речи в естественных условиях.
В то же время материалы корпуса “Рассказы о сновидениях” и наши данные по микромонологам спонтанной речи показывают, что паузы разного рода и длительности появляются не только на границах упомянутых семантико-грамматических единиц, но и внутри них. Из этого следует, что паузы не могут служить маркерами границ, поскольку при восприятии речи слушателю приходится игнорировать паузы, оказавшиеся внутри дискурсивной единицы, а критерии классификации пауз на “внутренние” и действительно пограничные едва ли существуют.
В спонтанной речи нередки также случаи произнесения дискурсивных единиц слитно, без пауз между ними, и при отсутствии специфических приграничных изменений в длительностях сегментов и тональных характеристиках сигнала.
Решение проблемы видится в поиске правил, пользуясь которыми, из появляющихся в его памяти словоформ слушатель компонует дискурсивные единицы без опоры на просодику.
(Работа поддержана грантом РФФИ № 13-06-00374а).