К вопросу о функционировании импликатов в тексте рецензии (на материале рецензий В. В. Набокова)
Елена Алексеевна Бакланова
Докладчик
доцент
Новосибирский государственный медицинский университет
Новосибирский государственный медицинский университет
1000
2014-03-14
16:00 -
16:30
Ключевые слова, аннотация
В статье рассматривается вопрос о месте жанра рецензии среди
функциональных стилей, о функциях рецензии. Исследуется промежуточное положение
жанра между научным и публицистическим стилем. Отмечается наличие в тексте
рецензии некоторого количества
импликатов (отклонений от норм, влекущее за собой наличие скрытого смысла) и
автоимпликатов (маркеров идиостиля рецензента). В качестве иллюстрации
представлен анализ фрагмента рецензии на
стихи В. Ходасевича.
Тезисы
«Импликат» – это отклонение от норм, влекущее за собой наличие скрытого смысла. Жанр
рецензии занимает промежуточное
положение между научным и публицистическим стилем. Правомерно ли говорить об
отклонении от норм в текстах данного жанра?
Проведенный
анализ различных точек зрения на цель написания рецензии, на ее суть и
функциональную принадлежность позволяет сделать следующий вывод: рецензия может
выполнять три функции: оценочно-информативную, воздействия и самопрезентации
пишущего. При этом первая – основная, две других – факультативные. Таким
образом, можно говорить о принадлежности жанра к научному стилю.
Если рассматривать рецензию как
жанр критики, то нельзя не заметить, что критика как
процедура или как форма развития знания имеет прямое отношение к науке.
Вопрос
этот важен, поскольку научный
стиль предполагает однозначность, т.е. имплицитный смысл в научном тексте
искать не следует. С другой стороны, тексты рецензий могут быть узнаваемы.
Индивидуальным делает текст наличие особых маркеров – импликатов и
автоимпликатов. Предполагается, что «работают» они, видимо, не на создание имплицитного
смысла текста, а на создание «образа автора».
Анализ ранних рецензий
В. В. Набокова позволил отметить следующие их особенности: приятие творчества
одних и нескрываемое неприятие других; негативное отношение рецензента к
неряшливости, погрешностям стиля; положительное – к описаниям природы;
отрицание пафоса и «гражданственности».
Анализ фрагмента рецензии на стихи В. Ходасевича показал
наличие автоимпликатов (дистанционного и сквозного повторов,
индивидуально-авторской метафоры), что дает возможность распространить понятие
идиостиля на научную сферу.