XLIII Международная филологическая научная конференция

Память и история в романах Б. Бейнбридж и П. Лайвли

Ольга Григорьевна Сидорова
Докладчик
профессор
Уральский федеральный университет им. Б. Н. Ельцина

201
2014-03-11
15:00 - 15:30

Ключевые слова, аннотация

Литература Великобритании конца ХХ – начала ХХI века постоянно обращаается к теме исторической памяти. В представленном докладе романы П. Лайвли «Лунный тигр» (1987) и Б. Бейнбридж «Именинники» (1991), «Каждый за себя» (1996), "«Мастер Джорджи» (1998) будут рассмотрены в контексте современной британской литературы с точки зрения репрезентации в них дихотомии память / история.



Тезисы

Исследуя современный Британский роман, Ф. Тью [Tew 2007] выделяет «доминирующие культурные темы» литературы Великобритании конца ХХ – начала ХХI вв. Глава «Прошлое и настоящее» посвящена моделям отражения исторического материала в романах британских авторов. Первым среди  вариантов осмысления и создания образа мифологизированного прошлого, его связи с настоящим автор называет исторический роман. Д. Хед, в свою очередь, полагает, что обращение английской литературы к истории стало принципиальной характеристикой последнего десятилетия ХХ в.: «Обращение к историческому роману неоднократно наблюдалось в 1990-е гг., что составило разительный контраст с эпохой 1950–1960-х гг. с их неприкрашенным реализмом "рабочего" романа. Литературная судьба Берил Бейнбридж представляет собой хорошую иллюстрацию такого развития» [Head 2003]. Анализ трех исторических романов Б. Бейнбридж – «Именинники» (1991), «Каждый за себя» (1996), «Мастер Джорджи» (1998) – позволяет сделать определённые выводы относительно принципов отбора исторического материала и форм его репрезентации, которые используются писательницей. Отбирая известные и значимые для создания национальной мифологии события (экспедицию Р. Скотта к Южному полюсу 1912 г., гибель «Титаника», Крымскую войну 1856–1857 гг.), автор опирается на сложившиеся в национальной памяти стереотипы, комбинируя объективные исторические факты с предельно субъективными формами повествования. Дихотомия память / история становится важным сюжетообразующим  элементом романа П. Лайвли «Лунный тигр» (1987), в творчестве которой мотив памяти играет принципиальную роль. Осмысление национальной истории, какие бы субъективные формы оно ни принимало, становится для английской литературы попыткой сохранения собственной идентичности.