Память и история в романах Б. Бейнбридж и П. Лайвли
Ольга Григорьевна Сидорова
Докладчик
профессор
Уральский федеральный университет им. Б. Н. Ельцина
Уральский федеральный университет им. Б. Н. Ельцина
201
2014-03-11
15:00 -
15:30
Ключевые слова, аннотация
Литература Великобритании конца ХХ – начала ХХI века постоянно
обращаается к теме исторической памяти. В представленном докладе романы П.
Лайвли «Лунный тигр» (1987) и Б. Бейнбридж «Именинники»
(1991), «Каждый за себя» (1996), "«Мастер Джорджи» (1998)
будут рассмотрены в контексте современной британской литературы с точки зрения
репрезентации в них дихотомии память / история.
Тезисы
Исследуя современный Британский роман, Ф. Тью [Tew 2007] выделяет
«доминирующие культурные темы» литературы Великобритании конца ХХ – начала ХХI
вв. Глава «Прошлое и настоящее» посвящена моделям отражения исторического
материала в романах британских авторов. Первым среди вариантов осмысления и создания образа
мифологизированного прошлого, его связи с настоящим автор называет исторический
роман. Д. Хед, в свою очередь, полагает, что обращение английской литературы к
истории стало принципиальной характеристикой последнего десятилетия ХХ в.:
«Обращение к историческому роману неоднократно наблюдалось в 1990-е гг., что
составило разительный контраст с эпохой 1950–1960-х гг. с их неприкрашенным
реализмом "рабочего" романа. Литературная судьба Берил Бейнбридж представляет
собой хорошую иллюстрацию такого развития» [Head 2003].
Анализ трех исторических романов Б. Бейнбридж – «Именинники»
(1991), «Каждый за себя» (1996), «Мастер Джорджи» (1998) –
позволяет сделать определённые выводы относительно принципов отбора
исторического материала и форм его репрезентации, которые используются
писательницей. Отбирая известные и значимые для создания национальной мифологии
события (экспедицию Р. Скотта к Южному полюсу 1912 г., гибель «Титаника», Крымскую войну 1856–1857 гг.), автор опирается на
сложившиеся в национальной памяти стереотипы, комбинируя объективные исторические
факты с предельно субъективными формами повествования.
Дихотомия память / история становится
важным сюжетообразующим элементом романа
П. Лайвли «Лунный тигр» (1987), в творчестве которой мотив памяти
играет принципиальную роль. Осмысление национальной истории, какие бы
субъективные формы оно ни принимало, становится для английской литературы попыткой
сохранения собственной идентичности.