XLIII Международная филологическая научная конференция

Постмодернистские коды в романе И. Шульце «Адам и Эвелин»

Юрий Леонидович Цветков
Докладчик
профессор
Ивановский государственный университет

190
2014-03-15
13:20 - 13:40

Ключевые слова, аннотация

В романе немецкого писателя Инго Шульце «Адам и Эвелин» (2009) проблема выбора накануне падения Берлинской стены определяет культурный код. Дискурсивный код представляет собой установку автора на ироническое сопоставление текста развлекательного и фактографического. Начавшаяся смена одного мира другим облекается в форму притчи: иносказательную историю взаимоотношений Адама и Евы (Эвелин), их «изгнания из рая» и бегства за «греховной Евой»: символическое кодирование. В нарративном коде смещается повествовательная перспектива в пользу Эвелин, рассказывающей о страданиях Адама.

Тезисы

Рассматривается один из последних романов современного писателя ФРГ, родившегося в ГДР. Он вновь обращается к осмыслению общественной и индивидуальной проблематики последствий падения Берлинской стены. Стилизуя роман под развлекательную литературу, писатель сатирически оценивает многие аспекты жизни ФРГ, напоминая о базовых ценностях человека труда в ГДР. В романе рассказывается история бегства Адама и его возлюбленной в ФРГ как библейская легенда о грехопадении. Падение Берлинской стены как «объединение», «поворот» или «сотворение нового мира», как представляется сейчас, настолько сложное и противоречивое событие для современных писателей, что требует серьёзного осмысления с временной дистанции. Новый поворот проблематики романа в сторону явного сатирического освещения современного общества потребления в адекватной форме стилизации под развлекательную литературу со счастливым, казалось бы, финалом вводит произведение Шульце в контекст романов о личностном одиночестве человека и, как следствие, о коммуникативной несостоятельности целого поколения. Проблема выбора накануне падения Берлинской стены определяет культурный код романа. Две противоположные точки зрения фокусируются в представлении о счастье Адама, мыслящем ретроспективно, и Эвелин, бесконечно счастливой в американизированном обществе потребления. Дискурсивный код представляет собой установку автора на ироническое сопоставление литературы развлекательной и правдоподобного, последовательного повествования о пересечении гражданами ГДР венгерской и австрийской границы. Рассказ о начавшейся смене одного мира другим облекается в форму притчи, конкретную иносказательную историю взаимоотношений Адама и Евы (Эвелин), их «изгнания из рая» и «бегства за «греховной Евой», что можно назвать символическим кодированием. Наконец, в нарративном  коде происходит смещение повествовательной перспективы в пользу Эвелин, рассказывающей о страданиях Адама и своем «наслаждении» новой жизнью.