Память, интроспекция, проекция: творческий акт вспоминания О роли расстояния и перспективы в стихотворении Фридриха Хеббеля «Липа»
Оливер Пфау
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
191
2014-03-14
15:30 -
16:00
Ключевые слова, аннотация
Созданное
произведение не находится в пустом пространстве,
исключительно для себя, но испытывает воздействие прошлого и настоящего. В стихотворении Хеббеля «Липа» именно прошлое становится
начальной точкой, процессом и результатом
творческого действия.
Отражение художественного акта? Отмена пространства и времени через постепенный
интроспективный сдвиг? Или просто
игра с формой и содержанием? Поиск «истинного» изображения
и попытка его проекции в реальность приводят к созданию произведения, которое самим фактом своего творения становится, в свою очередь, объектом памяти и вспоминания.
Тезисы
Вспоминание и воспоминание, воскрешение в памяти и
погружение в пережитое: в своем стихотворении «Липа» Фридрих Хеббель использует
разные подходы к процессу интеллектуального и художественного творения.
Проецированные образы, к которым автор хочет вести реципиента, создают, в свою
очередь, гипотекстовый фон, благодаря которому сдвигается общая перспектива.
Взгляд реципиента делает относительной кажущуюся абсолютность созданного
произведения. Одновременная проекция или, более того, стремление к внутренней
проекции через заклинание увиденной картины, воспоминания, материализует
процесс творческого акта и заставляет соревноваться процесс самого создания с
созданным, то есть с завершенным произведением. Так, абсолютность,
завершенность во времени ставится под вопрос. Произведение искусства – вещь или
акт? Остается ли оно или уходит? Узнаваемо ли оно в своем художественном измерении
или ждет, чтобы его показали? Размышление над стихотворением «Липа» вызывает
такие вопросы, фокусируясь на роли воспоминания в творческом акте.