Что такое насилие: дискурс и женская позиция сквозь призму экрана
Наталия Михайловна Марусенко
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
кинозал
2014-03-12
18:20 -
19:00
Ключевые слова, аннотация
Мы рассмотрим «насилие» на трех уровнях: тела, языка (дискурса) и экрана
(кинематографического письма). Что же ограничивает насилие? Язык, дискурс?
Язык – это и то, что ограничивает насилие, и «фашист», который
навязывает свои правила, приводит к тому, что «сказать обо
всем» невозможно. Согласимся ли мы тогда с тем что, «о чем нельзя сказать, стоит молчать» (Л. Витгенштейн) или
вслед за Ж. Лаканом и кинематографом, который задействует функцию экрана – взгляда, попробуем ухватить то, что дискурсом не означивается,
как например, женская позиция. «Женщина не существует» (Ж. Лакан).
Тезисы
«Насилие» не является специальным понятием, и психоанализ может дать разъяснения этому понятию, помещая насилие на один уровень с понятием наслаждения. Это понятие ввел в психоанализ Лакан для обозначения того, что выходит за рамки принципа удовольствия. Таким образом, насилие можно понимать как наслаждение тела Другого, ведущего к объективации субъекта, в этом смысле само бытие субъекта как «говорящего существа» находится под угрозой. Именно на этот уровень мы можем поместить сексуальные отношения, которые не существуют по мысли Лакана, т.е. то, что не может быть обозначено дискурсом.
Находясь на уровне «говорящего существа», т.е. того, кто подчинен закону языка и речи, идет ли речь о насилии? Например, «Язык – это фашист» (Р. Барт), но это насилие имеет предел, поскольку речь идет о знаке, означающем (Ф. Соссюр, Ж.Лакан).
Все ли может быть означено? Каким образом можно ухватить то, что не поддается означиванию? То, что не ухватывается дискурсом – это женская позиция. «Женщина – не существует» (Ж.Лакан). Благодаря специфике кинематографического письма, которое обозначает место взгляда, делая из него функцию, мы можем ухватить то, что не ухватывается дискурсом. Это письмо заставляет работать функцию, которая связана с функцией картины, о которой Лакан говорит в 11 семинаре.
На примере анализа фильмов Вуди Алена (Вики, Кристина Барселона), Жака Беуна (Вила Амалия) и др. мы покажем то, каким образом с помощью кинематографического письма могут быть обозначены различные вариации женских позиций ,которые не могут быть схвачены в знаке, означающем.
Все ли может быть означено? Каким образом можно ухватить то, что не поддается означиванию? То, что не ухватывается дискурсом – это женская позиция. «Женщина – не существует» (Ж.Лакан). Благодаря специфике кинематографического письма, которое обозначает место взгляда, делая из него функцию, мы можем ухватить то, что не ухватывается дискурсом. Это письмо заставляет работать функцию, которая связана с функцией картины, о которой Лакан говорит в 11 семинаре.
На примере анализа фильмов Вуди Алена (Вики, Кристина Барселона), Жака Беуна (Вила Амалия) и др. мы покажем то, каким образом с помощью кинематографического письма могут быть обозначены различные вариации женских позиций ,которые не могут быть схвачены в знаке, означающем.