XLIII Международная филологическая научная конференция

Г.К. Лукомский. А.Н. Бенуа, И.Э. Грабарь – искусствоведы и музейные деятели

Елена Эдуардовна Эльц
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

198
2014-03-15
16:40 - 17:00

Ключевые слова, аннотация

Годы I мировой войны и революций 1917 года оказали влияние на развитие русского искусства и художников, которые в этот период остро ощущают свою общественную значимость. Искусство выходит за пределы национальных границ, все интенсивнее развиваются международные контакты. Художники берут на себя роль главных хранителей культурного наследия России, выступают реформаторами музейного дела, закладывают основы музейного строительства. 1920-е гг. становятся для Г.К.Лукомского. А.Н.Бенуа. И.Э. Грабаря, активно участвовавшим в художественном обмене с Францией, временем глубокого осмысления результатов.

Тезисы

Годы Первой мировой войны и революций 1917 года оказали на художественный мир России, и  первую очередь, Петрограда заметное и уникальное влияние. Художник становится личностью общественно активной, искусство выходит за рамки национальных границ, интенсивно развивается международный художественный обмен, деятели искусства становятся главными хранителями художественного наследия России, закладываются основы музейного строительства Советской России. Художники, искусствоведы, выдающиеся общественные деятели, И.Э. Грабарь. Г.К. Лукомский, А.Н. Бенуа  представляют яркий и одновременно исключительный пример личностей, благодаря которым реализовывалась передача традиций дореволюционной России в художественную жизнь рубежа 1910–1920-х гг. Одновременно они были активно вовлечены в русско-французский художественный обмен. В 1920-е гг. Лукомский и Бенуа оказались в эмиграции, где подвергли глубокому осмыслению те процессов, инициаторами и активными участниками они были, а также их результаты. Книга Лукомского «Художник и революция» представляет собой уникальный пример нового понимания роли искусства, активно задействованного в международном культурном обмене. И.Э. Грабарь, оставшийся в СССР, пишет на основе впечатлений о художественной жизни Западной Европы, полученных в 1920 во время путешествий книгу «Искусство в плену». Исследование этих текстов помогает понять особенности культурного трансфера: Россия – Франция в военный и революционный период.