Ударение по Гарду Stress according to Garde
Yuriy Aleksandrovich Kleiner
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
184
2014-03-15
13:00 -
13:30
Ключевые слова, аннотация
As an alternative
of the traditional notion of stress as syllable/ vowel prominence due to
dynamic, quantitative, etc. increase, when stress is regarded as belonging to
the system of paradigmatic correlations, Paul Garde has put forward the idea of
syntagmatic contrast between two units, stressed and unstressed, coexisting
within a segment of speech chain. The function of stress in this case is
determined by the double segmentation principle, accentuation reflecting
segmentation into contrasting units capable (resp. uncapable) of bearing suprasegmental characteristics associated with stress.
Тезисы
В качестве альтернативы традиционного
понимания ударения как «выделение одного из слогов в слове или словосочетании
за счет усиления голоса, повышения тона, увеличения длительности,
интенсивности, громкости и т.п.» [Ахманова 1966], при котором ударение
включается в систему корреляций и, соответственно, парадигматических средств,
П. Гард [Garde 1968] предлагает
рассматривать взаимоотношения между ударением и безударностью как контраст,
т.е. одновременное существование в пределах некоторого ограниченного отрезка
двух единиц, предполагающих друг друга. Функция ударения при этом вытекает из
принципа двойного членения речевого потока – на значимые единицы
(первое членение) и
единицы плана выражения (второе членение),
а акцентуация отражает членение на контрастирующие отрезки, обладающие (соотв.
не обладающие) способностью выступать в качестве носителя супрасегментных
характеристик, ассоциирующихся с ударением (потенциальная ударность). Реализация ударения определяется протяженностью
отрезка, в котором создается контраст и, соответственно, границами между
контрастирующими единицами – словами в высказывании, морфемами в слове, ср.:
контраст между слогами в морфеме, морфемами в слове, словами в предложении (=
ударение третьей степени, второстепенное, главное) в английском языке [Kingdon
1958; Cygan 1971]. Контраст в пределах слога реализуется в виде музыкального
ударения независимо от способа выделения его элементов (ср. интенсивность в
(/úo/ и /uó/ < */o/) в севернорусских говорах [ср. Пауфошима 1985]
. Литература:
Ахманова 1966. – Ахманова О. С. Словарь лингвистических
терминов.
М. Пауфошима 1985, – Пауфошима Р. Следы музыкального
ударения в современном вологодском говоре // Диалектология современного
русского языка. Cygan 1971. –
Cygan J. Aspects of
English syllable structure. Wrocław.
Gard 1968 – Gard P. L’accent. Paris.