Донские диалектные фразеологические единицы с компонентом-фитонимом, характеризующие поведение человека
Мария Александровна Карпун
Докладчик
старший преподаватель
Южный федеральный университет
Южный федеральный университет
171
2014-03-14
15:15 -
15:30
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматриваются донские диалектные
фразеологические единицы с компонентом-фитонимом, характеризующие поведение
человека в традиционной культуре донского казачества. С помощью растительных
образов метафорически изображаются поведенческие черты/ качества характера,
восстанавливаемые из диалектных контекстов.
Тезисы
В докладе рассматриваются донские диалектные
фразеологические единицы с компонентом-фитонимом, характеризующие поведение
человека в традиционной культуре донского казачества. С помощью растительных
образов метафорически изображаются поведенческие черты/ качества характера,
восстанавливаемые из диалектных контекстов. В них кодированию (в основном)
подвергаются отрицательные черты, являющиеся нарушением общепринятых норм и
подвергающиеся осуждению в казачьем обществе. В аксиологической системе
поведенческого кодекса донских казаков осуждаются безделье (наибольшее
количество фразеологизмов (Сидеть как печерика (печерица)*, несов. Бездельничать, Сбивать
сучки*, несов. Бездельничать);
подхалимство (Лезть в купырь. Унижаться, проявлять подхалимство),
заносчивость (Идти в купырь, несов. Важничать),
навязчивость (Как липучий репей липнуть, несов. Назойливо преследовать),
упрямство (Хоть ёлку пой, несов. О
чьём-л. упрямстве, непонимании, нежелании сделать что-л.). Лексический состав
фитонимического компонента фразеологических единиц этого типа представлен как
лексикой литературного языка (ёлка,
партитивные фитонимы: сучки, пеньки и
др.), так и диалектизмами (купырь, печерика, арепей и др.).
Ассоциации, связанные с растениями, являются специфичными и позволяют
говорить о своеобразии диалектной картины мира донского
казачества.