Сетевой фольклор и специфика анонимной сетевой коммуникации
Anastasija Belovodskaja
Докладчик
преподаватель
Вильнюсский университет
Вильнюсский университет
213
2014-03-14
17:20 -
17:50
Ключевые слова, аннотация
Специфика сетевого фольклора рассматривается как в связи с описанием
специфики самой «среды обитания» сетевых текстов, так и с учетом специфики
коллективной анонимной коммуникации. При этом в докладе затрагиваются такие
вопросы как: влияние технологий Веб
2.0 (Web 2.0) на распространение
и модификацию сетевого контента; функционирование в сети специфических явлений
прецедентной природы (интернет-мемов); трансформация
модели автокоммуникации в связи с появлением анонимного «мы»;
феномен «Анонимус» и его функционирование как в сети, так и за ее пределами.
Тезисы
Развитие технологий Веб 2.0 (Web 2.0), которые позволяют каждому пользователю интернета
активно участвовать в создании и видоизменении контента, привело к практически
ничем не ограниченному сетевому творчеству. Граница между
авторским и анонимным произведением размыта: сетевые тексты часто теряют своих
авторов и видоизменяются в процессе пересылки от одного пользователя к другому. При этом новые смыслы нередко рождаются за счет
трансформации различных прецедентных феноменов, входящих в базу знаний
конкретного лингвокультурного сообщества. Одной из основных
особенностей сетевого фольклора является наличие специфических явлений
прецедентной природы –
т.наз. интернет-мемов. Специфическая природа интернет-мемов,
часто
выступающих
в виде сложных поликодовых образований, нацеленных на комплексное воздействие на адресата, открывает манипулятивные возможности. Описывая
специфику анонимной сетевой коммуникации, стоит отметить, что даже «молчаливая»
пересылка текста и размещение его на страницах различных сетевых ресурсов являются звеньями в цепи коллективной
автокоммуникации, а случаи трансформации пересылаемого текста могут
рассматриваться как ключ к пониманию
(пере)осмысления использованных прецедентных единиц. Кроме того, следует обратить внимание на функционирование
анонимного «мы», которое сегодня
оказывается новым субъектом современной массовой сетевой коммуникации. Описание этого нового субъекта тесно
связано с т.наз. феноменом «Анонимуса», давно «выросшего» из интернет-мема в явление, влияние которого
распространяется далеко за пределы интернета. В докладе мы остановимся на
способах самопрезентации данной «коллективной личности», которые тесно связаны
с принципом цитатности/квазицитатности, характерным для современной сетевой
коммуникации. Говоря об «Анонимусе», необходимо также отметить суггестивную силу текстов, за которыми
стоит анонимное «мы», что открывает
возможности для манипуляции а, значит, требует особенно
пристального внимания.