Окситанская средневековая языковая личность в стихах и прозе: попытка интерпретации
Галина Семеновна Романова
Докладчик
профессор
Московский государственный институт (университет) международных отношений МИД России
Московский государственный институт (университет) международных отношений МИД России
204
2014-03-13
16:40 -
17:00
Ключевые слова, аннотация
Универсальный принцип борьбы противоположностей
лежит в основе очевидного факта, что сегодня, в век безусловного доминирования
основных мировых языков как средства универсального общения, инструмента
инновационных процессов, хранения и передачи информации, набирает силу
тенденция возрождения языков малых, региональных, которая иногда проявляется в
резком расширении сферы применения, приобретая политический аспект, а иногда
уходит в поиск культурно-исторических корней.
Тезисы
Универсальный
принцип борьбы противоположностей лежит в основе очевидного факта, что сегодня,
в век безусловного доминирования основных мировых языков как средства
универсального общения, инструмента инновационных процессов, хранения и передачи
информации, набирает силу тенденция возрождения языков малых, региональных,
которая иногда проявляется в резком расширении сферы применения, приобретая
политический аспект, а иногда уходит в поиск культурно-исторических корней.
Зачастую оба эти процесса протекают параллельно или интермитентно, о чем говорит,
в частности, Е. А. Гринина, основываясь на ситуации в испанской Валенсии.
Вслед за
Вайсгербером и другими сторонниками неогумбольдтианских идей в лингвистике
многие современные лингвисты убеждены, что
в условиях би- или мультилингвизма материнский язык никогда не исчезает
совсем, внутренняя языковая личность
носителя того или иного языка или диалекта не может не испытывать потребности проявлять и развивать себя, осуществляя
языковую деятельность. Источники саморазвития она ищет прежде всего в
лингвокультурном прошлом своего этноса, поскольку диахронная составляющая и
есть тот фактор, который формирует и поддерживает ее языковую картину мира.
Фольклор, предания, культурообразующие концепты, фразеология, языковые стратегии, формулы речи – все это
личность впитывает с материнским языком, и в процессе речевой деятельности, по
мере возможности, развивает и закрепляет, внося свой вклад в лингвокультурный
багаж этноса.
В эпоху
глобализации и мировых языков этот процесс, однако, нередко оказывается
прерванным, как это произошло, в частности, с
одним из возрождающихся ныне малых языков романской группы – окситанским,
до последнего времени медленно угасавшим в пустеющих деревушках юго-запад.