Американская контркультура 1950-х: образы наркоманов в литературе, театре и кино
Мария Александровна Дробинцева
Докладчик
ассистент
Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения
Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения
ауд. 6, Административный корпус
2014-03-13
14:00 -
14:30
Ключевые слова, аннотация
Автор доклада на примере романов Берроуза, спектаклей Ливинг тиэтр и голливудского кинематографа рассматривает появление нового типа героя в американском искусстве 1950-х. Сюжет из
жизни наркоманов, пришедший «с улицы», становится артефактом литературы и искусства.
Тезисы
Американская
культура протеста выразила себя во всех видах искусств. Свобода от запретов предполагала вместе со свободой
передвижения почти руссоистского опрощения, свободу в выборе партнеров и
употреблении наркотиков. Трагический
исход этой свободы нашел отражение в романах У. Берроуза «Джанки» (1953)
и «Голый завтрак» (1959), Дж. Керуака «В дороге» (1957), К. Кизи «Пролетая над
гнездом кукушки» (1962) и др. (Почти все они были впоследствии экранизированы).
В 1950-е в
американской культуре параллельно развивались две линии отношения к
наркозависимости. Помимо протестующего героя битников, существовал и образ
наркомана-преступника, «заражающего» других. О наркотиках писали как об
«эпидемии», для которой в 1950-е не стало «экономических, религиозных и расовых
границ». Наиболее яркое воплощение эта позиция нашла в кинематографе. Так,
фильм 1949 г. «Она должна была сказать «Нет!» рассказывает историю девушки,
которая из-за марихуаны становится наркодилером и причиной самоубийства брата.
Но благодаря
взаимопроникновению литературы и кино отношение общества к этой проблеме
менялось. Герой фильма «Человек с золотой рукой» (1955) представлен как
человек, который все-таки находит силы преодолеть свою слабость. В отличие от
романа Н. Олгрена (1949), где Фрэнки убивает наркоторговца и в финале кончает
жизнь самоубийством, фильм дает герою шанс на будущее, свободное от наркотиков. Так в кино
появляется тема излечения от зависимости (практически полностью отсутствующая в
литературе). К тому же тот факт, что роль Фрэнки сыграл любимец Америки Фрэнк
Синатра, заставил зрителей сочувствовать и сопереживать герою-наркоману.
Своеобразной вариацией на тему
«потерянного поколения» стала экранизация пьесы о ветеране корейской
войны, который возвращается домой, приобретя в госпитале привычку к морфину –
«Шляпе, полной дождя» (1956).
И уже
совсем первооткрытием на территории театра стала пьеса Дж. Гелбера «Связной»,
поставленная Ливинг тиэтр и взорвавшая театральную рутину.