XLIII Международная филологическая научная конференция

Американская контркультура 1950-х: образы наркоманов в литературе, театре и кино

Мария Александровна Дробинцева
Докладчик
ассистент
Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения

ауд. 6, Административный корпус
2014-03-13
14:00 - 14:30

Ключевые слова, аннотация

Автор доклада на примере романов Берроуза, спектаклей Ливинг тиэтр и голливудского кинематографа рассматривает появление нового типа героя в американском искусстве 1950-х. Сюжет из жизни наркоманов, пришедший «с улицы», становится артефактом литературы и искусства.


Тезисы

Американская культура протеста выразила себя во всех видах искусств. Свобода от запретов предполагала вместе со свободой передвижения почти руссоистского опрощения, свободу в выборе партнеров и употреблении наркотиков. Трагический исход этой свободы нашел отражение в романах У. Берроуза «Джанки» (1953) и «Голый завтрак» (1959), Дж. Керуака «В дороге» (1957), К. Кизи «Пролетая над гнездом кукушки» (1962) и др. (Почти все они были впоследствии экранизированы). В 1950-е в американской культуре параллельно развивались две линии отношения к наркозависимости. Помимо протестующего героя битников, существовал и образ наркомана-преступника, «заражающего» других. О наркотиках писали как об «эпидемии», для которой в 1950-е не стало «экономических, религиозных и расовых границ». Наиболее яркое воплощение эта позиция нашла в кинематографе. Так, фильм 1949 г. «Она должна была сказать «Нет!» рассказывает историю девушки, которая из-за марихуаны становится наркодилером и причиной самоубийства брата. Но благодаря взаимопроникновению литературы и кино отношение общества к этой проблеме менялось. Герой фильма «Человек с золотой рукой» (1955) представлен как человек, который все-таки находит силы преодолеть свою слабость. В отличие от романа Н. Олгрена (1949), где Фрэнки убивает наркоторговца и в финале кончает жизнь самоубийством, фильм дает герою шанс на будущее,  свободное от наркотиков. Так в кино появляется тема излечения от зависимости (практически полностью отсутствующая в литературе). К тому же тот факт, что роль Фрэнки сыграл любимец Америки Фрэнк Синатра, заставил зрителей сочувствовать и сопереживать герою-наркоману. Своеобразной вариацией на тему «потерянного поколения» стала экранизация пьесы о ветеране корейской войны, который возвращается домой, приобретя в госпитале привычку к морфину – «Шляпе, полной дождя»  (1956). И уже совсем первооткрытием на территории театра стала пьеса Дж. Гелбера «Связной», поставленная Ливинг тиэтр и взорвавшая театральную рутину.