XLIII Международная филологическая научная конференция

«Шел отряд по берегу...»: «Песня о Щорсе» в функции колыбельной

Софья Олеговна Куприянова
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет

213
2014-03-14
16:55 - 17:15

Ключевые слова, аннотация

Колыбельная песня как объект исследования включает в себя различные тексты, исполняемые в ситуации укладывания спать. Доклад посвящен истории возникновения и функционирования «Песни о Щорсе», которая, как выяснилось при опросе информантов, до сих пор исполняется в качестве колыбельной. Текст, изначально сконструированный для пропаганды образа «украинского Чапаева», оказывается популярным и востребованным, несмотря на наличие в советской культуре большого количества «образцов колыбельного жанра».

Тезисы

Колыбельная песня как объект исследования включает в себя различные тексты, исполняемые в ситуации укладывания спать. При опросе информатов и во время публичных обсуждений выяснился следующий факт: одним из самых популярных текстов, исполняемых в качестве колыбельной, является «Песня о Щорсе». Текст, исполняемый в качестве колыбельной для людей, рожденных в 60–70-е гг., транслировался и для следующего поколения. Это подтверждают данные опроса студентов одного из московских ВУЗов, проведенного И. Н. Райковой. Н. А. Щорс, командир красной армии, до 1935 года нигде не упоминаемый, внезапно обрел популярность. «Песня о Щорсе», написанная в 1936 году по предложению И. Сталина Матвеем Блантером на слова Михаила Голодного, прочно вошла в массовое сознание. В 1939 А. Довженко снял фильм «Щорс» с Евгением Самойловым в главной роли, который показывали во время войны на фронте и в тылу. К. А. Богданов в главе «О колыбельных и частушках»  подробно рассматривает функционирование этого жанра в советской культуре. Изначально признанные «архаическим пережитком», колыбельные активно пропогандируются в советской массовой культуре. Начиная с 20-х годов появляются литературные версии советских колыбельных песен. В 1937 г. выходит фильм Дзиги Вертова «Колыбельная». В жанре колыбельной пробуют себя поэты и композиторы. В 1940 появляется «Колыбельная» на музыку М. Блантера и слова М. Исаковского. По замечанию К. А. Богданова советская культура предлагала огромное количество «рекомендуемых образцов колыбельного жанра». С другой стороны, интересно то, какие тексты отбираются для исполнения в приватной обстановке и передаются следующим поколениям в рамках домашней практики. Текст, изначально сконструированный для пропаганды образа «украинского Чапаева», оказывается популярным и востребованным в современной культуре в качестве колыбельной песни.