Идейно-эстетические особенности и проблематика литературы о Второй мировой войне
Юлия Сергеевна Фираго
Докладчик
аспирант
Гродненский государственный университет им. Я. Купалы
Гродненский государственный университет им. Я. Купалы
198
2014-03-12
18:00 -
18:30
Ключевые слова, аннотация
Статья посвящена анализу проблематики литературы о Второй мировой войне. Определены основные тематические направления в прозе писателей, раскрывающих военную тему в разное время.
Тезисы
Причин того, что
тема Второй мировой войны стала ведущей в литературе прошлого столетия, много.
Это и осознание невосполнимых потерь, которые понесло человечество в ходе
кровопролитных сражений, и острота моральных коллизий, которые были возможны
лишь в экстремальных ситуациях и то, что советская литература очень долго скрывала
правду о военной действительности.
Проза первого послевоенного десятилетия освещалась в очерковом, информативно-батальном ракурсе. В творчестве писателей «доминировал показ борьбы с врагом, а не анализ причин войны или углубленное осмысление отдельной человеческой судьбы». Литература была ограничена фиксацией событий, связанных с деятельностью одного полка, батальона, дивизии, защитой ими позиций, выходом из окружения.
«Решительной ломкой этикетных форм отражения действительности» был отмечен конец 1950-х годов. Объектом внимания и всестороннего анализа писателей стал человек: его внутренний мир, становление характера, восприятие им войны и видение своего места в круговороте военных будней. Начиная с 60-х годов, писатели передавали в произведениях не трудовые свершения народа, а исследовали нравственно-философские истоки подвига людей, мотивировали их поступки с психологической и эстетической точек зрения. В произведениях стало больше анализа, обобщений и философских раздумий». Война начала рассматриваться сквозь призму человеческих страданий.
В 80-х резко наметилась потребность в стилевом и идейно-эстетическом обновлении литературы. Этот этап сформировал третий поток произведений – документально-художественный. Литература создается поколением, которое, пройдя через войну, отразило свой и народный опыт. Именно непосредственные участники и свидетели войны принесли в литературу новый способ отражения трагизма военной действительности – фактографический, объективный.
Проза первого послевоенного десятилетия освещалась в очерковом, информативно-батальном ракурсе. В творчестве писателей «доминировал показ борьбы с врагом, а не анализ причин войны или углубленное осмысление отдельной человеческой судьбы». Литература была ограничена фиксацией событий, связанных с деятельностью одного полка, батальона, дивизии, защитой ими позиций, выходом из окружения.
«Решительной ломкой этикетных форм отражения действительности» был отмечен конец 1950-х годов. Объектом внимания и всестороннего анализа писателей стал человек: его внутренний мир, становление характера, восприятие им войны и видение своего места в круговороте военных будней. Начиная с 60-х годов, писатели передавали в произведениях не трудовые свершения народа, а исследовали нравственно-философские истоки подвига людей, мотивировали их поступки с психологической и эстетической точек зрения. В произведениях стало больше анализа, обобщений и философских раздумий». Война начала рассматриваться сквозь призму человеческих страданий.
В 80-х резко наметилась потребность в стилевом и идейно-эстетическом обновлении литературы. Этот этап сформировал третий поток произведений – документально-художественный. Литература создается поколением, которое, пройдя через войну, отразило свой и народный опыт. Именно непосредственные участники и свидетели войны принесли в литературу новый способ отражения трагизма военной действительности – фактографический, объективный.